LiveZilla Live Help
заказать сейчас
МЕТОДИЧКИ


Далее...

КОНТАКТЫ:
Тел.: (495) 507-98-54
          (499) 917-07-23

м. Таганская,
ул. Большие Каменщики,
д. 1, оф. 613

E-mail: superdiplom@mail.ru

ICQ-консультант

ЧАСЫ РАБОТЫ:
пон. - пт.: 09.00 - 18.00
суббота - выходной
воскресенье - выходной

 

Реклама на сайте:

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)
МИД РОССИИ


ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТОЛОГИИ
КАФЕДРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ












А. А. ДЕГТЯРЁВ




ПРИКЛАДНОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ


Методические материалы















Москва - 2006

CОДЕРЖАНИЕ


стр.
1. Девять главных шагов аналитика: Общий алгоритм проведения прикладного исследования проблемно – политической ситуации… 3


2. Учебные задания и вопросы для обсуждения по прикладному политическому анализу……………….……………………………………..4


3. Комплексирование прогнозных оценок развития проблемно-политической ситуации (генеральная / периферийная / фоновая траектории)…………………………………………………………………...16


4. Общие требования к написанию Эссе 1
по курсу «Прикладной политический анализ»………………………… 18


5. Общие требования к написанию Эссе 2
по курсу «Прикладной политический анализ»………………………….. 20


6. Протокол (учебный) рабочей встречи членов временного трудового коллектива и представителей заказчика по утверждению технического задания на написание аналитического доклада…………………………. 21


7. Краткий глоссарий по политическому анализу………………………. 24

8. Основные компоненты политико-управленческой модели………….29














Девять главных шагов аналитика:
Общий алгоритм проведения прикладного исследования
проблемно – политической ситуации

1. Актуализация (определение потребности заказчика и

ожидаемых результатов исследования).

2. Концептуализация (выработка концептуальной метамодели-
обоснования и структурирование практической проблемы).
3. Операционализация (построение рабочей модели-гипотезы
и выделение переменных и их индикаторов).
4. Инструментализация (составление рабочей методики и подготовка адекватного инструментария).
5. Дескриптивная аналитика (первичный сбор, анализ данных и мониторинговое описание политических событий).
6. Нормативная диагностика (аксиологическое оценивание состояния проблемно-политической ситуации).
7. Прогнозирование (поисково-нормативное предсказывание развития проблемно-политической ситуации).
8. Проектирование (прескриптивная разработка политических рекомендаций и обоснование практических предписаний).
9. Транслирование (интерпретация итоговых выводов и предоставление заказчику пакета практических рекомендаций).

2. Учебные задания и вопросы для обсуждения
по прикладному политическому анализу

1. Выберите проблему, которая может представлять интерес для лиц, принимающих политические решения. Определите проблемную ситуацию (например: «среднестатистическая многодетная семья, в которой один из супругов не работает, имеет среднедушевой доход ниже прожиточного минимума»). Предложите не менее трех альтернативных формулировок проблемы (например: «Неразвитость системы детских садов и яслей не позволяет обоим супругам работать из-за необходимости ухода за детьми», или «отсутствуют эффективные стимулы и льготы, побуждающие многодетных родителей устраиваться на работу», или «родители проявляют безответственность и незрелость, обзаводясь детьми, обеспечить которых они не могут»). Обратите внимание на то, что проблемная ситуация просто обозначает факт наличия проблемы, в то время как формулировка содержит имплицитный аргумент по поводу ее причин. Какие идеологические предпочтения скрываются за - и какие альтернативные варианты решений, в свою очередь, вытекают из - каждой формулировки?
2. Выберите политическое решение, вызывающее широкий общественный резонанс (например, жилищно-коммунальная реформа). Определите стороны, интересы которых затрагивает это решение. Классифицируйте последствия, которые несет каждая из сторон, в категориях выгод и издержек. Предложите способы измерения этих выгод и издержек. Попробуйте определить, является ли данное решение эффективном, то есть, имеется ли превышение совокупных выгод над совокупными издержками? Обратите внимание на то, что ответ на этот вопрос в решающей степени зависит от выбранных способов измерения выгод и издержек.
3. Выберите другое политическое решение, либо продолжите анализ предыдущего решения. Проанализируйте политическую проходимость данного решения. Предложите стратегию повышения его проходимости: какие интересы можно мобилизовать на поддержку? Протест каких сторон можно нейтрализовать, и каким образом? Альтернативно, предложите стратегию «провала» данного решения. В обоих вариантах, попробуйте выявить и оценить политические ресурсы заинтересованных сторон, которые могут быть мобилизованы на поддержку либо протест против политического решения.
4. Приведите примеры политических решений, не получивших право на жизнь (например, проект Закона о регулировании лоббистской деятельности в России). На каких этапах выработки и принятия решения они потерпели неудачу? На каком этапе находятся в настоящий момент? Проанализируйте причины торможения или провала данных решений. Что не предусмотрели их инициаторы? Оцените перспективы принятия и реализации этих решений в будущем. При каких условиях этим решениям может быть дан «зеленый свет»? Что нужно предусмотреть, чтобы исправить прежние ошибки и не сделать новых?
5. Какова должна быть мотивация аналитика-консультанта? Какие ценности наиболее значимы для человека, работающего в структуре принятия политических решений? Назовите не меньше четырех, и расположите их в порядке значимости. Какие навыки наиболее важны для профессионального аналитика? В чем различие между профессиональными ценностями и нейтральными навыками и умениями, усваиваемыми аналитиком в процессе обучения и практики? Назовите не меньше четырех навыков, и расположите их в порядке значимости.
6. Представьте себя в роли лица, ответственного за прием на работу аналитика, в обязанности которого будет входить консультирование высокопоставленных лиц, принимающих политические решения. Какие наблюдаемые черты и характеристики претендента позволят вам судить о наличии у него необходимых мотивов и профессиональных навыков (из вопроса 5)? Поставьте себя на место претендента на эту завидную должность. Как следует вести себя во время интервью, чтобы продемонстрировать наличие необходимых мотивов и навыков?
7. Какова роль количественных методов анализа – и тех, кто их практикует, - в структуре выработки и принятия государственных решений? Принимая во внимания политическую природу данного процесса, следует ли искать ответы в экономическом анализе и статистических измерениях?
8. Какие факторы мешают объективности анализа? Каким образом можно снизить их влияние на аналитический процесс? Выявите специфические ловушки (возможности для манипулирования) в ивент-анализе, анализе выгод и издержек, других стандартных и широко применяемых количественных методах и способах измерения.
9. В чем состоит роль политической поддержки – коалиции интересов – в процессе формулирования, принятия и реализации политических решений? Возьмите в качестве примера недавно принятое политическое решение и определите характер поддержавшей его коалиции интересов. Насколько стабильна эта коалиция? Как она может измениться в процессе реализации данного решения?
10.Каждый кандидат, претендующий на высокую государственную должность, обещает решить ряд ключевых проблем, волнующих общество (например, проблему коррупции). В результате, однако, имеют место лишь незначительные изменения в системе. Проанализируйте, почему в политике трудно добиться радикальных изменений?
11. Вам поручили проанализировать проблему наркомании в вашем городе. Вы мало знакомы с ситуацией и решаете начать исследование с интервьюирования осведомленных лиц. Какими соображениями вы будете руководствоваться, определяя круг респондентов? К кому вы обратитесь в первую очередь, а к кому в последнюю? Какого рода информацию вы можете получить от этих лиц?
12. В качестве задания на дом, составьте библиографический список
примерный перечень респондентов для интервьюирования для вашего города по следующим предметным областям:
- уровень жизни;
- положение на рынке труда;
- подростковая преступность;
- общественный транспорт;
- жилищно-коммунальная сфера;
- начальное и среднее образование.
13. Получите данные по среднему уровню доходов для вашего города не менее чем из трех разных источников. Насколько они различаются? Обсудите, чем вызвано расхождение в оценках: кто, как и в каких целях собирал эти данные.
14. Выберите несколько качественных факторов, имеющих отношение к политическим ситуациям (например, легитимность, стабильность, безопасность, качество жизни, демократичность и т.д.). Осуществите операционализацию этих факторов, сформулируйте систему переменных и показателей, максимально полно отражающих содержание этих категорий. Обозначьте возможные источники и наиболее адекватные методы получения данных по каждому показателю
15. Какова роль количественных методов анализа – и тех, кто их практикует, - в структуре выработки и принятия государственных решений? Принимая во внимания политическую природу данного процесса, следует ли искать ответы в экономическом анализе и статистических измерениях?
16. Какие факторы мешают объективности анализа? Каким образом можно снизить их влияние на аналитический процесс? Выявите специфические ловушки (возможности для манипулирования) в ивент-анализе, анализе выгод и издержек, других стандартных и широко применяемых количественных методах и способах измерения. Кто и в каких целях может прибегать к манипулированию? Приведите примеры.
17. Назовите типичные ошибки выборочных исследований. Каковы условия их возникновения? Как избежать таких ошибок? Приведите примеры
18. Определите тип необходимых данных, возможные источники, а также наиболее оптимальные методы прогнозирования на ближайшие пять лет следующих показателей (для вашего города):
- численность детей школьного возраста;
- численность незаконных мигрантов;
- количество дорожно-транспортных происшествий;
- количество голосов избирателей, поданных за основные партийные списки;
- величина доходной части местного бюджета
19. Смоделируйте комплексную ситуацию, требующую прогнозирования (например, прогноз роста ВВП на ближайшие 10 лет). Какие группы переменных должны быть включены в модель? Каковы взаимосвязи между ними? Можно ли в данном случае применять методы экстраполяции? Экспертные методы?
20. Почему субъективные (интуитивные) методы прогнозирования сохраняют свою популярность, несмотря на прогресс в области компьютерных технологий и математических методов моделирования? В чем ограниченность возможностей применения объективных методов прогнозирования?
21. Большинство прогнозов – на основе экспертных систем, теоретических моделей и т.д. – не смогли предсказать драматическое развитие событий, приведших к краху коммунистического режима и распаду Советского Союза. Обсудите, почему.
22. Статистический анализ и экстраполяция данных по аварийности авиаперевозок в мире за последние десятилетия позволяют прийти к различным выводам в зависимости от того, какой метод представления данных был избран. Так, график абсолютных значений показывает катастрофическую ситуацию с экспоненциально растущим количеством авиакатастроф, в то время как график относительных значений (рост количества авиакатастроф к росту количества авиарейсов) дает прямо противоположную картину устойчивого улучшения ситуации. Обсудите на этом примере возможности манипулирования методами и результатами прогнозирования. Как эти возможности могут повлиять на процесс принятия политических решений?
23. Приведите примеры наиболее известных исторических прогнозов – сбывшихся и несбывшихся. Проанализируйте причины успехов и неудач: знание/не знание объективных закономерностей? вмешательство непредвиденных обстоятельств? случайное совпадение?
24. Что такое самосбывающийся прогноз? Каким образом сами прогностические усилия и результаты могут оказать воздействие на предмет прогноза и повлиять на будущее? Приведите примеры.
24. С высоты накопленного опыта проведения демократических и рыночных реформ в России с 1991 года, какие решения и действия можно охарактеризовать как стратегические, а какие - тактические?
25. В чем различия между стратегическим планированием в государственных и в негосударственных организациях? В коммерческих и в некоммерческих?
26. Марксисты полагали, что планирование способно устранить элемент неопределенности и иррациональности в политике, экономике, общественном развитии. Критики охарактеризовали эту позицию как «пагубную самонадеянность» человеческого разума. Организуйте дискуссию на эту тему.
27. Проанализируйте следующий список политически значимых тем:
- топливно-энергетический комплекс и перспективы его развития;
- коррупция государственного аппарата и пути ее преодоления;
- концепция национальной безопасности;
- наркомания среди молодежи: кризисная ситуация в регионе;
- транспортный комплекс города и потребности жителей в его услугах.
Какие из данных тем могут быть предметом планирования, а какие – политического анализа?
28. Проведите СВОТ-анализ знакомой вам организации (ВУЗа, места прохождения производственной практики и т.д.) Какие сильные и слабые стороны имеет эта организация? Нереализованные возможности? Потенциальные угрозы?
29. Напишите эссе на тему: опыт применения стратегического планирования в США, Японии, Европейских странах. Принято считать, что инициативное применение таких методов в 70-80-е годы позволило Японии достичь конкурентного преимущества перед другими развитыми индустриальными странами во многих областях. Подтверждает ли ваше исследование этот вывод?
30. Приведите примеры политических решений и действий федеральных, региональных, муниципальных органов власти, осуществляемых на основании стратегического планирования. Какие решения и действия демонстрируют явное отсутствие стратегического мышления и анализа ситуации?
31. Экспертиза социально-политических программ не получила на сегодняшний день широкого распространения и признания в России. Проанализируйте причины, тормозящие этот процесс, и определите пути их преодоления.
32. Выберите в качестве примера политическую программу/организацию, которая в последнее время подвергалась критике в СМИ. Если бы вам было поручено провести комплексное оценивание этой программы/организации, на какие моменты вы бы обратили основное внимание? Какие проблемы могли бы встретить на своем пути?
33. Общественность и пресса часто упрекают власти в том, что последние ограничиваются поверхностными мерами, временно снимающими остроту тех или иных проблем, но не устраняющими их глубинные причины. На конкретных примерах, продемонстрируйте, как грамотно сформулированная экспертиза может подтвердить или опровергнуть обоснованность такой критики.
34. Руководство государственных организаций/программ нередко обращается к процедурам оценивания в целях, весьма далеких от официально провозглашаемых (повышение эффективности, результативности, производительности и т.д.). Можете ли вы привести примеры, когда это делается в целях:
- сокрытия провалов в деятельности организации/программы;
- искусственного улучшения имиджа; исполнения рутинных процедур, навязанных сверху и необходимых для получения очередной порции финансирования;
- ликвидации организации/программы из политических соображения;
- затягивания процесса принятия решения проблемы в надежде, что она со временем утратит свою злободневность?
35. Представьте себя в роли руководителя организации/программы, которому грозит внешнее оценивание, и он стремится любой ценой его избежать, опасаясь негативных результатов. Какие бы шаги вы предприняли, чтобы сорвать намеченное оценивание?
36. На этот раз, представьте себя в роли профессионального оценщика, которому предстоит иметь дело с коварным руководителем из предыдущего вопроса. Какие контрмеры вы могли бы предпринять, чтобы не дать ему сорвать вашу работу?
37. Напишите эссе о самых громких провалах и неудачах в истории политического оценивания (например, о судьбе Системы Планирования – Программирования - Бюджетирования (PPBS)). В чем причины этих неудач? Что не учли их авторы и инициаторы? Существуют ли принципиальные ограничения возможностей политического оценивания?
37. Выберите политическое решение, вызывающее широкий общественный резонанс (например, жилищно-коммунальная реформа). Определите стороны, интересы которых затрагивает это решение. Классифицируйте последствия, которые несет каждая из сторон, в категориях выгод и издержек. Предложите способы измерения этих выгод и издержек. Попробуйте определить, является ли данное решение эффективном, то есть, имеется ли превышение совокупных выгод над совокупными издержками? Обратите внимание на то, что ответ на этот вопрос в решающей степени зависит от выбранных способов измерения выгод и издержек.
38. Выберите другое политическое решение, либо продолжите анализ предыдущего решения. Проанализируйте политическую проходимость данного решения. Предложите стратегию повышения его проходимости: какие интересы можно мобилизовать на поддержку? Протест каких сторон можно нейтрализовать, и каким образом? Альтернативно, предложите стратегию «провала» данного решения. В обоих вариантах, попробуйте выявить и оценить политические ресурсы заинтересованных сторон, которые могут быть мобилизованы на поддержку либо протест против политического решения.
39. Приведите примеры политических решений, не получивших право на жизнь (например, проект Закона о регулировании лоббистской деятельности в России). На каких этапах выработки и принятия решения они потерпели неудачу? На каком этапе находятся в настоящий момент? Проанализируйте причины торможения или провала данных решений. Что не предусмотрели их инициаторы? Оцените перспективы принятия и реализации этих решений в будущем. При каких условиях этим решениям может быть дан «зеленый свет»? Что нужно предусмотреть, чтобы исправить прежние ошибки и не сделать новых?
40. Какова должна быть мотивация аналитика-консультанта? Какие ценности наиболее значимы для человека, работающего в структуре принятия политических решений? Назовите не меньше четырех, и расположите их в порядке значимости. Какие навыки наиболее важны для профессионального аналитика? В чем различие между профессиональными ценностями и нейтральными навыками и умениями, усваиваемыми аналитиком в процессе обучения и практики? Назовите не меньше четырех навыков, и расположите их в порядке значимости.
41. Представьте себя в роли лица, ответственного за прием на работу аналитика, в обязанности которого будет входить консультирование высокопоставленных лиц, принимающих политические решения. Какие наблюдаемые черты и характеристики претендента позволят вам судить о наличии у него необходимых мотивов и профессиональных навыков (из предыдущего вопроса)? Поставьте себя на место претендента на эту завидную должность. Как следует вести себя во время интервью, чтобы продемонстрировать наличие необходимых мотивов и навыков?
42. В чем состоит роль политической поддержки – коалиции интересов – в процессе формулирования, принятия и реализации политических решений? Возьмите в качестве примера недавно принятое политическое решение и определите характер поддержавшей его коалиции интересов. Насколько стабильна эта коалиция? Как она может измениться в процессе реализации данного решения?



3. Комплексирование прогнозных оценок развития проблемно-политической ситуации (генеральная / периферийная / фоновая траектории)

Сценарная версия S-1 (оптимистическая) S-2 (пессимистическая) S-3 (прагматическая)
Период упреждения
P-1
(кратко-
срочный)












P-2
(средне-
срочный)












P-3
(долго-срочный)













4. Общие требования к написанию Эссе 1.
Разработка программы прикладного исследования проблемно-политической ситуации (комплекса/сегмента): модельно-методологический и процедурно-методический блоки.

1.Формулировка темы раздела (доклада) и структура рабочей программы.
2.Введение. Цели, задачи и предмет прикладного исследования (комплекса/сегмента) проблемно-политической ситуации (ППС).
2.1.Исходная постановка политико-управленческой проблемы. Выяснение практических потребностей и «проблемного угла» заказчика.
2.2.Ожидаемые результаты (совокупность целей и задач) прикладного исследования.
2.3.Определение предмета специального анализа и его взаимосвязи с общими целями коллективной работы.

Основная часть.
3.Концептуально-методологическое обоснование модели-гипотезы («макро-/микро-») для проведения прикладного политического анализа.
3.1.Обоснованный выбор релевантного методологического подхода.
3.2.Концептуализация объекта политического анализа и практическое приложение концептуальной метамодели. Интерпретация совокупности общетеоретических положений применительно к характеру конкретного объекта.
3.3.Структурирование ППС. Выявление базовых компонентов и типов взаимосвязей. Определение метапроблемы и субстантивной проблемы.

4.Предметное моделирование и операционализация характеристик ППС (комплекса/сегмента).
4.1.Конструирование рабочей модели-гипотезы ППС. Формулирование набора гипотетических предположений о наличии специфических причинно-следственных (каузальных) связей (или функционально-корреляционных зависимостей) в конкретных рамках определенного предмета прикладного анализа.
4.2.Разработка операциональной системы базовых переменных (характеристик факторов/акторов) и взаимосвязей между ними.
4.3.Операционализация и формализация базовых переменных посредством введения соответствующих им индикаторов для последующего сбора и обработки информации.

5. Составление рабочей методики и подготовка инструментария для осуществления прикладного политического исследования.
5.1.Выбор совокупности методов сбора, обработки и оценки информации.
5.2.Выработка аналитической техники (адекватной комбинации процедур и операций).
5.3.Подготовка рабочего плана-графика проведения исследования (основные этапы и сроки выполнения).

6.Заключение. Промежуточные результаты и выводы.
7.Литература / источники.
8.Приложения.
8.1.Визуализация схемы «каузальных цепочек» («функциональных корреляций»).
8.2.Сводная таблица взаимосвязей основных переменных и индикаторов

Объем и оформление Эссе 1: 7-8 стр.(1800 знаков / 1 стр.), через 1,5 интервала, кегль 12, Times New Roman, с нумерацией страниц, ссылками на источники и их выходные данные, и с общим списком использованной литературы.































5. Общие требования к написанию Эссе 2.
Подготовка текста главы / раздела коллективного аналитического доклада (опыт практического осуществления полевого исследования).

1.Формулировка темы и структура главы (доклада).
2.Введение. Цель и задачи главы (доклада).

Основная часть.
3.Дескриптивная аналитика и нормативная диагностика (комплекса/сегмента) проблемно-политической ситуации (ППС).
3.1.Сбор данных в соответствии с индикаторами, сформулированными в модели-гипотезе («макро-/микро-»), и посредством инструментов, определенных в рамках рабочей методики (См. Эссе 1).
3.2.Анализ и обработка социально-политических данных при помощи определённой в рабочей методике комбинации методов и процедур (См. Эссе 1).
3.3.Выработка диагноза текущего состояния ППС, локализованной в пространственно-временном континууме. Определение применяемых критериев оценки.

4.Политическое прогнозирование и прескриптивное проектирование.
4.1.Разработка прогноза развития ППС (комплекса/сегмента) на фиксированный период упреждения. Построение вариантов нормативно-сценарного прогноза и оценка альтернативных путей будущего развития.
4.2.Формулирование и обоснование целостной системы политико-управленческих рекомендаций заказчику. Проектирование основных направлений и способов воздействия.

5.Заключение. Итоговые выводы и практические рекомендации. Транслирование, интерпретация и представление общих результатов прикладного исследования ППС, проведённого автором главы/раздела коллективного аналитического доклада, для обеспечения эффективной коммуникации с заказчиком.
5.1.Диагностические выводы.
5.2.Прогностические выводы.
5.3.Пакет практических рекомендаций.
6.Литература / источники.
7.Приложения (схемы и таблицы).

Объем и оформление Эссе 2: 10-12 стр. (1800 знаков / 1 стр.), без учета титульного листа и приложений, через 1,5 интервала, кегль 12, Times New Roman, с нумерацией страниц, ссылками на источники и их выходные данные, и с общим списком использованной литературы.
6. П Р О Т О К О Л №1 (УЧЕБНЫЙ)
рабочей встречи членов временного трудового коллектива (ВТК) «Федералы» (Координатор Е. Донова) и представителя
заказчика «Администрация Президента» (А. А. Ворошин) от
3 октября 2003 года.


ПОВЕСТКА ДНЯ: 1. О согласовании общей тематики и утверждении Технического Задания (ТЗ) для написания аналитического доклада ВТК «Федералы».
2. О распределении обязанностей среди членов ВТК «Федералы» по написанию коллективного аналитического доклада для представителя заказчика «Администрация Президента».

СЛУШАЛИ:
1. О содержании Технического Задания (технико-экономическом обосновании (ТЭО), определении предмета, структуры и разделов, объёма и формата, сроков и этапов работы) для подготовки аналитического доклада ВТК «Федералы» (Координатор Е. Донова).
2. О распределении обязанностей по подготовке разделов аналитического доклада между членами ВТК «Федералы», определении формулировок сответствующих тем и ТЭО для их написания (См. Список членов ВТК «Федералы»).
3. О корректировке общей тематики и уточнении формулировок тем разделов аналитического доклада, разрабатываемого ВТК «Федералы» (А. А. Дегтярев).
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Утвердить Техническое Задание (ТЗ) для написания аналитического доклада ВТК «Федералы» (Координатор Е. Донова) с учетом поправок и корректировок, внесенных представителем заказчика «Администрация Президента» (А. А. Дегтярев) (См. Приложение 1).
2. Членам ВТК «Федералы» подготовить и сдать определённые им разделы аналитического доклада к 11 декабря 2003 года.
3. Координатору ВТК «Федералы» Е. Доновой подготовить и сдать итоговый продукт представителю заказчика «Администрация Президента» в виде аналитического доклада, согласно утвержденному ТЗ, к 18 декабря 2003 года.
4. Представителю заказчика «Администрация Президента» оценить подготовленный ВТК «Федералы» продукт в течение десяти дней.
5. Разрешать вопросы, возникающие в процессе подготовки аналитического доклада, путем консультаций членов ВТК «Федералы» с представителем заказчика «Администрация Президента».


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ( Т З )

на подготовку временным трудовым коллективом (ВТК) «Федералы» (Координатор Е.А. Донова) аналитического доклада по теме «Оценка продвижения списка партии «Единая Россия» в ходе выборов депутатов Государственной Думы РФ в столичном регионе (сентябрь–декабрь 2003 года)».


1. ТЕХНИКО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ (ТЭО)
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ АНАЛИТИЧЕСКОГО ДОКЛАДА.

1.1. Определение политической проблемы и предмета работы.
1.2. Практическая актуальность решения проблемы для заказчика и обоснованность подготовки аналитического доклада.
1.3. Ожидаемые результаты (цели) аналитической работы.

2. СТРУКТУРА И РАЗДЕЛЫ АНАЛИТИЧЕСКОГО ДОКЛАДА.

2.1. Формулировки тем основных разделов доклада.
2.2. Ф.И.О. исполнителей, персонально ответственных за подготовку разделов.

3. СРОКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАБОЧИХ МАТЕРИАЛОВ ЗАКАЗЧИКУ.

3.1. Срок представления текстов разделов.
3.2. Срок представления текста аналитического доклада.

4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ АНАЛИТИЧЕСКОГО ДОКЛАДА (план работы с указанием временных параметров).

4.1. Конструирование общей рабочей модели–гипотезы (концептуализация и операционализация).
4.2. Разработка инструментария и методики исследования
4.3. Сбор и анализ данных.
4.4. Диагностика состояния проблемной ситуации.
4.5. Прогнозирование развития проблемной ситуации
4.6. Проектирование практических рекомендаций.
4.7. Комплексирование материалов разделов в единый доклад.
4.8. Представление результатов аналитического доклада заказчику


5. ОБЪЕМ АНАЛИТИЧЕСКОГО ДОКЛАДА И ФОРМАТ НАПИСАНИЯ ЕГО РАЗДЕЛОВ.

5.1. Общий объем доклада (количество страниц / знаков).
5.2. Объем разделов доклада (количество страниц / знаков).
5.3. Формат написания доклада и его разделов (шрифт, кегль, интервал, сквозная нумерация, ссылки на источники, приложения).




















7. Краткий глоссарий по политическому анализу.

• Адекватность - критерий выбора решения, характеризующий степень, с которой любой данный уровень «технической» эффективности (то есть мера достижения поставленной цели) удовлетворяет потребности, ценности, или возможности, послужившие причиной проблемы.
• Альтернатива status-quo – вариант решения, предполагающий отсутствие изменений (управленческих воздействий) в существующей ситуации; совокупность действующих политических решений, программ, имеющих отношение к проблемной ситуации.
• Анализ запасов (taking stock) – этап процесса планирования, предполагающий тщательное изучение как внутреннего состояния организации, так и ее внешней среды.
• Анализ затрат/выгод (cost-benefit analysis (CBA) - основной методом выбора решения в ситуации, где эффективность представляется единственным значимым критерием оценки; предполагает редуцирование всех потенциальных воздействий (impacts) рассматриваемых альтернатив к общей единице измерения, а именно к денежной форме, с последующим определением лучшей альтернативы согласно математическому отношению затрат к выгодам.
• Быстрый и грязный анализ – способ осуществления анализа в условиях жестких временных и иных ресурсных ограничений, предполагающий вынужденный компромисс между полнотой и точностью с одной стороны, и актуальностью и своевременностью с другой.
• Внешнее оценивание (external evaluation) - инициируется надзирающими инстанциями или заинтересованными сторонами – группами интересов, инвесторами, клиентами, - и осуществляется специалистами, представляющими инициатора.
• Внутреннее оценивание (internal evaluation) - инициируется руководством и осуществляется штатными сотрудниками оцениваемой организации/программы
• Выход – способ поведения аналитика в конфликтной ситуации, предполагающий разрыв (выход из) установившихся (организационных либо контрактных) взаимоотношений с клиентом.
• Гипотеза - декларативное предположение, описывающее ожидаемые взаимосвязи между изучаемыми явлениями.
• Декомпозиция – принцип, согласно которому данные временных рядов складываются из ряда базовых компонентов: среднее, тренд, сезонность, и ошибка.
• Дескриптивная статистика – совокупность методов и приемов сбора, обработки, анализа и представления данных о массовых социальных явлениях по заранее определенной программе.
• Дисперсия – измерение, позволяющее определить, как колеблется (варьирует) отклонение от среднего значения, насколько это среднее репрезентативно для всей совокупности.
• Ex-post оценивание – см. Итоговое оценивание
• Ex-ante оценивание - оценка ожидаемых, прогнозируемых результатов политических решений; имеет отношение к более ранним этапам аналитического процесса, связанным с прогнозированием, оценкой и выбором альтернатив
• Задания – конкретные поручения, распределенные между отдельными элементами системы (сотрудниками, коллективами, подразделениями и т.д.), выполнение которых необходимо для реализации общего плана. В небольших системах, задания и виды деятельности могут совпадать.
• Задачи - конкретные результаты, достижение которых, в целом или в определенной комбинации, позволяет достичь поставленные цели. Задачи – это промежуточные «указатели» на пути реализации стратегий.
• Измерение - способ изучения социально-политических проблем, процессов, систем, их свойств и отношений с помощью количественных оценок. Применение процедур измерения в политическом анализе позволяет формулировать количественно определенные понятия (переменные) и связано с развитием специальных методов и измерительных инструментов (шкал, тестов, моделей).
• Интуитивное прогнозирование - см. Субъективное прогнозирование
• Инференциальная статистика – статистические методы и приемы, применяемые в целях обобщения данных по генеральной совокупности на основании выборочных данных
• Итоговое оценивание (summative evaluation) - вид формального оценивания, предполагающий мониторинг усилий, затраченных на достижение поставленных целей и задач по истечении значительного времени с начала действия оцениваемой программы.
• Каузальное прогнозирование – методы, предполагающие установление причинно-следственных взаимосвязей между интересующей исследователя переменной (зависимой) и объясняющими ее поведение переменными (независимыми).
• Коэффициента корреляции способ измерения связи между двумя интервальными переменными
• Коэффициент связи - показатель, который обозначает степень возможности определения значений одной переменной для любого случая, базируясь на значении другой.
• Критерий Д. Роулса - критерий выбора решения, согласно которому справедливым следует считать то решение, которое направлено на максимизацию выгод наиболее обездоленных членов сообщества.
• Критерий Калдора-Хикса - критерий выбора решения, сформулированный в виде следующей максимы: «Если те члены общества, которые выигрывают при изменении, потенциально могут компенсировать проигрыш тем, чье положение ухудшается».
• Критерий Парето - критерий выбора решения, сформулированный в виде следующей максимы: «Следует считать, что любое изменение, которое никому не причиняет убытков и которое приносит некоторым людям пользу (по их собственной оценке), является улучшением».
• Матрица Брайтмана – модифицированный метод сравнения альтернатив, предполагающий деление критериев на две категории по степени их значимости: необходимые и желательные. Первые определяются на основе пороговых значений. Те альтернативы, которые проходят все необходимые критерии, рассматриваются дальше в соответствии со степенью удовлетворения желательным критериям, шкалированным на порядковом уровне.
• Медиана – (способ измерения средней тенденции для порядковых данных) определяет значение среднего признака в упорядоченном ряду, признака, до и после которого находится равное количество признаков.
• Метод Делфи – предполагает анонимностью процедуры, возможностью пополнить информацию о предмете экспертизы, а также обратную связь, позволяющую экспертам корректировать свои суждения с учетом промежуточных усредненных оценок и пояснений экспертов, высказавших "крайние" точки зрения. Для реализации обратной связи необходима многотуровая процедура.
• Метод доминантных альтернатив - предполагает порядковое ранжирование каждой из альтернатив по каждому из критериев (т.е. по степени удовлетворения критерию).
• Метод комиссий - состоит в открытой дискуссии по обсуждаемой проблеме для выработки единого мнения экспертов. Коллективное мнение определяется в результате открытого или тайного голосования.
• Метод сценариев – разновидность прогнозирования, применяемая в ситуациях, когда одна или более значимых переменных обладают неопределенным значением. Отдельные сценарии могут строиться для каждого вероятного значения переменной, для каждого диапазона значений, либо по схеме «пессимистический сценарий» - «наиболее вероятный сценарий» - «оптимистический сценарий»
• Метод удовлетворительных альтернатив - предполагает определение допустимых пороговых значений и сравнение альтернатив путем их номинальной сортировки на удовлетворяющие и неудовлетворяющие пороговым значениям критериев.
• Мода – (способ измерения средней тенденции для номинальных данных) определяет наиболее часто встречающееся значение признака
• Мониторинг производительности - метод предполагает документирование хода реализации программы, в том числе в сравнении с показателями других программ, и сопоставление достигнутого уровня производительности программы с предыдущим и ожидаемым уровнями.
• Наивное прогнозирование - методы не претендующие на установление причинно-следственных взаимосвязей, присутствующих в прогнозируемой ситуации; ограничиваются анализом данных только по интересующей исследователя переменной, при этом наблюдаемая историческая динамика проецируется на будущее.
• Нелояльность - способ поведения аналитика в конфликтной ситуации, предполагающий действия (как «изнутри», так и «извне»), подрывающие политическую позицию либо политические предпочтения клиента.
• Объективное прогнозирование – методы, опирающиеся на четко специфицированные процессы анализа вводных данных, которые могут независимо воспроизвести другие исследователи, и при этом получить аналогичные результаты.
• Операционализация - преобразование относительно абстрактных теоретических понятий и утверждений в конкретные эмпирически измеряемые переменные и зависимости.
• Оценка воздействия (impact evaluation) – анализ изменения внешней среды под воздействием решений и действий системы
• Оценка воздействия (impact assessment) – способ оценивания долгосрочных последствий (outcome) программы. предполагает выявление последствий/выгод/изменений в отношении клиентов программы/организации, полученных благодаря производимым ею продуктам и услугам (output)
• Оценка производительности (performance evaluation) – способ установления результативности (effectiveness) программы, предполагающий сопоставление результатов программы (output) с заявленными целями
• Оценка процесса (process evaluation) – анализ структурных и операциональных аспектов внутренней системной «конверсии», т.е. процесса преобразования внешних «входов» в управленческие решения и действия («выходы» - output)
• Оценка реакции (response evaluation) – анализ реакции системы на воздействия внешней среды через «вход» (input) – вызовы, проблемы, возможности, требования, ресурсы и т.д.
• Ошибка игрока - выражается в непроизвольном игнорировании основополагающих начал теории вероятности.
• Ошибка оптимиста - оценки, высказываемые экспертами/респондентами, содержат не только мнение о том, что может произойти, но и надежду на то, что должно произойти.
• Ошибка привязки выражается в зависимости суждения эксперта от ранее приобретенных убеждений и предрассудков.
• Переменная - эмпирически наблюдаемое свойство изучаемого явления, которое может принимать более одного значения.
• Планирование - один из наиболее распространенных видов управленческой деятельности, в наиболее общем виде предполагающий определение направления развития некоей системы, а также формулирование комплекса мер, призванных обеспечить движение в заданном направлении.
• Показатель - данные, считываемые с показателя, становятся значениями, которые приписываются объектам по данной переменной.
• Последствия (outcome) – элементы выхода системы, представляющие собой выгоды либо издержки (как намеренные, так и непреднамеренные) для определенных групп; например, новые рабочие места, повышение качества жизни и т.д.
• Продукты (output) – элементы выхода системы, произведенные посредством процессов преобразования элементов входа (ресурсов); например, товары и услуги для потребителей.
• Протест – способ поведения аналитика в конфликтной ситуации, предполагающий попытку повлиять на приоритеты индивидуального или коллективного субъекта принятия решения (клиента), действуя «изнутри», т.е. оставаясь в рамках установившихся (организационных либо контрактных) взаимоотношений.
• Реакция (отклик) – критерий выбора решения, характеризующий степень, с которой решение удовлетворяет потребностям, предпочтениям, ценностям различных групп.
• СВОТ-анализ (SWOT-analysis) - базовый инструмент, предназначенный для применения на подготовительных этапах процесса принятия решений и в процессе стратегического планирования; позволяет изолировать ключевые аспекты сложившейся ситуации – идентифицируемые как сильные стороны (strengths), слабости (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats) - в целях выработки стратегического подхода, с последующей трансляцией полученных выводов в инициативы, предполагающие внедрение новых перспективных программ и замещение ими изживших себя, неэффективных.
• Сканирование среды – метод стратегического планирования, позволяющий уяснить характер внешних факторов, оказывающих влияние на развитие организации, а также внешних вызовов – возможностей и угроз, - требующих организационного изменения и адаптации.
• Содействующее оценивание (formative evaluation) – вид формального оценивания, предполагающий промежуточный мониторинг затрачиваемых усилий, и соответствующего прогресса в направлении поставленных целей и задач по мере движения от одной фазы реализации программы к другой.
• Сопровождающая оценка (follow-up assessment) - способ установления, в какой мере выработанные в процессе оценивания рекомендации применяются на руководством и сотрудниками оцениваемой организации
• Справедливость - критерий выбора решения, характеризующий распределение результатов (в виде прибылей и /или убытков) и усилий среди различных групп населения.
• Среднее геометрическое - (способ измерения средней тенденции для интервальных данных) определяет место средней точки в распределении с учетом как количества признаков от каждого конца распределения до этой точки, так и расстояния между ней и каждый признаком.
• Средняя тенденция – измерение, позволяющее выявить наиболее типичные значения, которые наилучшим способом представляют весь комплекс признаков по данной переменной.
• Стратегии / виды деятельности - методы или процессы, посредством которых достигаются цели и задачи.
• Субъективное прогнозирование - методы, предполагающие нечеткие и не вполне специфицированные процессы для анализа исходных данных, которые не могут быть независимо воспроизведены другими исследователями.
• Текущее оценивание (in-term evaluation) – см. Содействующее оценивание.
• Техническая эффективность (effectiveness) – критерий выбора решения, характеризующий то, насколько данные альтернативы приводят к достижению ранее оцененного результата действия, то есть к некой цели.
• Уместность – критерий выбора решения, предполагающий сравнение нескольких форм рациональности – технической, экономической, легальной и социальной.
• Установление оцениваемости (evaluability assesment) - метод призван определить, в какой мере к тому или иному объекту (организация или программа) в принципе может быть применена процедура оценивания
• Формулировка миссии - описание глобальной цели данной организации, характеризующее общий смысл ее существования; призвана помочь руководству и сотрудникам организации распределить приоритеты в отношении различных видов их деятельности и производимых продуктов и услуг.
• Формулировка видения - образная характеристика организации в ее стремлении эффективно реализовать свою миссию; убедительное и эмоционально позитивное описание данной организации в тот момент времени, когда ее стратегический план будет реализован на практике
• Цели - определенные достижения, соотносимые с наиболее общей, глобальной миссией данной системы.
• Экстраполяция - метод прогнозирования, опирающийся на допущение, согласно которому все факторы, определяющие динамику ситуации в прошлом, будут иметь место и в будущем, порождая аналогичный характер изменения показателей либо аналогичную модель поведения (см. Объективное прогнозирование; Наивное прогнозирование)
• Экспертные оценки - суждения высококвалифицированных специалистов-профессионалов. высказанные в виде содержательной, качественной или количественной оценки объекта, предназначенные для использования при принятии решений.
• Экономическая эффективность (efficiency) – критерий выбора решения, характеризующий некую совокупность усилий, которые требуются для достижения необходимого уровня «технической» эффективности; характеристика соотношения результатов и затрат по достижению поставленных целей.







8. Основные компоненты
политико-управленческой модели


Компоненты
Характеристики Дескриптивно-экспликативный Нормативно-аксиологический Прескриптивно-проективный
Функции в ППА Описание и
объяснение Оценивание Предписание и проектирование
Ключевые вопросы аналитика Что и почему происходило,
происходит и произойдет? Каково влияние
происходящего?
Как оно может повлиять на клиента? Что и как делать клиенту?
Каковы адекватные пути и способы?
Блок аналитического приложения Предпосылки диагностических и
прогностических выводов Итоговые оценки
диагностических и прогностических выводов Практические рекомендации и
проекты мероприятий
Рабочие аналитические таксоны Каузальные связи
и индикаторы
переменных Оценочные
критерии и нормы Правила
(принципы) предписания и проектирования



Узнать цены!

Сделать заказ!

Главная / Методички / МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ ПРИКЛАДНОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ