LiveZilla Live Help
заказать сейчас
МЕТОДИЧКИ


Далее...

КОНТАКТЫ:
Тел.: (495) 507-98-54
          (499) 917-07-23

м. Таганская,
ул. Большие Каменщики,
д. 1, оф. 613

E-mail: superdiplom@mail.ru

ICQ-консультант

ЧАСЫ РАБОТЫ:
пон. - пт.: 09.00 - 18.00
суббота - выходной
воскресенье - выходной

 

Реклама на сайте:

Международный юридический институт
при Министерстве юстиции Российской Федерации
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА ЮРИСТА:
подготовка, оформление, защита
Москва 2006

Гарненко С.А., к.ю.н., доцент;
Проскурякова Л.Б., д.п.н., доцент

Выпускная квалификационная (дипломная работа) юриста: подготовка, оформление, защита: Методические рекомендации для студентов выпускных курсов и научных руководителей / Под ред. профессора Минина А.Я.
М.: Международный юридический институт при Минюсте России, 2005.46 с.

В настоящей брошюре рассмотрены основные этапы научной и учебной исследовательской деятельности студента-юриста: от выбора актуальной темы квалификационной (дипломной) работы в соответствии со специализацией выпускника до ее защиты в Государственной экзаменационной комиссии.
Рекомендуется студентам старших, выпускных курсов специальности 021100 — Юриспруденция, и профессорско-преподавательскому составу вуза юридического профиля как практическое руководство для подготовки и проведения итоговой государственной аттестации.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Вводная часть
Цели исследования, правила подготовки и защиты выпускной квалификационной (дипломной) работы
Часть 1. Подготовительный этап
1.1. Выбор темы квалификационной (дипломной) работы и порядок ее утверждения
2.1. Назначение научного руководителя и научное руководство выпускной квалификационной работой
Часть 2. Основной этап
2.1. Составление плана квалификационной (дипломной) работы
2.2. Подбор, анализ и обобщение законов и нормативных правовых актов, литературных источников
2.3. Сбор, изучение и обобщение материалов практики
2.4. Использование в квалификационной (дипломной) работе научных достижений
2.5. Содержание и структура квалификационной (дипломной) работы
2.6. Подготовка рукописи квалификационной (дипломной) работы
2.7. Оформление квалификационной (дипломной) работы
Часть 3. Завершающий этап
3.1. Подготовка квалификационной (дипломной) работы к защите
3.2. Процедура защиты квалификационной (дипломной) работы в Государственной экзаменационной комиссии
3.3. Рекомендации по составлению текста выступления на защите квалификационной (дипломной) работы
3.4. Рекомендации по составлению компьютерной презентации квалификационной (дипломной) работы с помощью программ презентационной графики
3.5. Критерии оценки квалификационных (дипломных) работ
Литература
Приложения
№ 1. Содержание подготовительного этапа
№2. Заявление о выборе темы
№ 3. Календарный план выполнения работы
№ 4. Образец задания кафедры по дипломной работе
№ 5. Примерный план-график подготовки дипломной работы
№ 6. Примерная структура (содержание) дипломной работы
№ 7. Образец оформления титульного листа дипломной работы
№ 8. Образец отзыва научного руководителя
№ 9, Образец отзыва рецензента
№ 10. Перечень принятых сокращений


ПРЕДИСЛОВИЕ
Квалификационная (дипломная) работа — выпускное сочинение студента, завершающий этап в подготовке специалиста юриспруденции, в его профессиональном становлении. После ее защиты и сдачи итоговых государственных экзаменов Государственная аттестационная комиссия (ГАК) решает вопрос о присвоении студенту квалификации «юрист» по специальности 021100 — Юриспруденция.
Дипломная работа — самостоятельное творческое исследование одной из актуальных проблем права. В ней должны быть отражены:
• уровень теоретического мышления выпускника (специалиста),
• его умение и навыки применять знания,
• степень владения специальной литературой,
• способность анализировать законодательство и практику его применения,
• умение решать конкретные вопросы, возникающие в науке и практике,
• способность формулировать свою позицию по спорным проблемам и отстаивать ее,
• способность вносить предложения по совершенствованию законодательства п практике его применения.
В дипломной работе должно быть отражено состояние научных исследований по избранной теме, показано знание специальной литературы, умение квалифицированно ориентироваться в теоретических и практических разделах профилирующих дисциплин, анализировать законодательство и практику его применения, обобщать материалы практики (судебной и правоохранительной деятельности).
Тему выпускной квалификационной работы студент выбирает, как правило, уже определившись со специализацией: международно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой, государственно-правовой.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Цели исследования, правила подготовки и защиты квалификационной (дипломной) работы специалиста
В российской системе профессионального образования в отличие от американской системы, систем других европейских стран (Франции, Германии и др.) квалификационная (дипломная) работа является обязательным элементом профессиональной подготовки (фундаментальной и специальной в области юриспруденции) при получении студентами квалификации юриста— специалиста юриспруденции.
Высокий уровень подготовки будущего специалиста — профессионала в области юриспруденции, в немалой мере определяется именно качеством квалификационной (дипломной) работы.
Настоящие методические указания содержат основные правила подготовки и защиты квалификационной (дипломной) работы. Ее разработка базируется в первую очередь на нормативных правовых актах Российской Федерации в сфере образования, государственных стандартах (ГОС ВПО, ГОСТ), рекомендациях Министерства образования и науки России, а также Положении об итоговой государственной аттестации выпускников МЮИ при Минюсте России (далее Института) от 06.05.2003 г. № 18ов.
Методические указания могут быть полезны студентам, а также профессорско-преподавательскому составу вуза юридического профиля как практическое руководство при подготовке и защите квалификационных (дипломных) работ в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Защита квалификационной (дипломной) работы студентом-выпускником является завершающим этапом его обучения.
Приступая к защите квалификационной (дипломной) работы, студент-выпускник должен наглядно представлять все этапы и стадии ее подготовки, начиная с выбора и утверждения темы до ее защиты (Приложение № 1).
Цель подготовки квалификационной (дипломной) работы — это систематизация теоретических знаний студента-выпускника в процессе закрепления и расширения им навыков и практических умений, полученных по профилирующим дисциплинам в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
Итоговая государственная аттестация студентов-выпускников, согласно вышеназванному Положению Института от 06.05.2003 г. № 18ов, включает:
• государственный экзамен по теории государства и права;
• государственный экзамен по специализации;
• защиту квалификационной (дипломной) работы.
Выпускные работы выполняются в форме квалификационной (дипломной) работы или дипломного проекта.
Вид квалификационной (дипломной) работы, ее объем и состав, определяются Институтом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации.
Основные темы квалификационных (дипломных) работ определяются главным образом высшим учебным заведением (вузом). В исключительных случаях студенту-выпускнику предоставляется возможность сделать свой выбор и обосновать персональную актуальную тему квалификационной (дипломной) работы.
В процессе подготовки квалификационной (дипломной) работы каждому студенту-выпускнику назначаются научный руководитель и, по необходимости, научный консультант.
Научным руководителем квалификационной (дипломной) работы студента-выпускника может быть как преподаватель выпускающей кафедры (т. е. учебного подразделения, на котором проводится целевая подготовка дипломных проектных работ по специализации), так и иные преподаватели — из других вузов, а также научные и практические работники (например, из органов государственной власти /органов юстиции/, компаний, фирм, банковских учреждений и др.), имеющие ученые степени кандидата или доктора наук и являющиеся ведущими специалистами в области права.
Заведующий(ая) выпускающей кафедры, а также заведующие других кафедр, руководители подразделений образовательного учреждения могут оказывать методическую, консультационную помощь студенту-выпускнику в период всего цикла подготовки квалификационной (дипломной) работы.
Назначение научного консультанта должно быть согласовано с заведующим(ей) выпускающей кафедры и научным руководителем,
К квалификационной (дипломной) работе студента-выпускника предъявляются следующие общие требования:
• квалификационная (дипломная) работа должна носить научно- исследовательский характер;
• тема квалификационной (дипломной) работы должна быть актуальной — отражать исследуемую проблему в контексте значимости современных правовых проблем, соответствовать современному состоянию и перспективам развития права;
• квалификационная (дипломная) работа должна отражать наличие навыков и умений студента-выпускника самостоятельно собирать, систематизировать материалы практики и анализировать сложившуюся ситуацию (тенденции) в практике или в данной сфере общественных отношений или деятельности;
• тема квалификационной (дипломной) работы, цели и ее задачи должны быть тесно связаны с решением проблем исследования;
• работа должна отражать добросовестное использование студентом- выпускником данных отчетности и опубликованных материалов других авторов как у нас в стране, так и за рубежом;
• квалификационная (дипломная) работа должна иметь четкую структуру, завершенность, отвечать требованиям логичного, последовательного изложения материала, обоснованности сделанных выводов и предложений;
• положения, выводы и рекомендации квалификационной (дипломной) работы должны опираться на новейшие статистические данные и действующие нормативные акты, достижения науки и результаты практики;
Теоретические положения, самостоятельные выводы и рекомендации — это обязательное условие квалификационной (дипломной) работы студента-выпускника.
Достоверность цитируемых источников, будь это специальная научная литература, статистические данные, анкетные или расчетные материалы, обобщение результатов практики, характеризует кругозор студента-выпускника.
Квалификационная (дипломная) работа студента-выпускника, выполненная по завершению профессиональных образовательных программ подготовки специалистов, а также бакалавров и магистров, подлежит обязательному рецензированию и защите в Государственной аттестационной комиссии (ГАК) вуза.
Квалификационная (дипломная) работа специалиста-юриста — представляет собой относительно законченное теоретическое или опытно-экспериментальное исследование одной из актуальных правовых проблем; содержать научный анализ действующего законодательства и научно-практической литературы, состояния практики; содержать самостоятельные научно обоснованные выводы и предложения.
Научная новизна, теоретическая и практическая значимость квалификационной (дипломной) работы специалиста являются основными критериями качества исследования.
Требования к дипломной работе определяются соответствующим государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО по специальности 021100 — Юриспруденция, от 14.03.2000 г.).
Квалификационная (дипломная) работа специалиста должна представлять собой некоторую разработку актуальной проблемы и обязательно включать в себя как теоретическую часть, в которой показаны знания основных положений теории по разрабатываемой проблеме, так и научно-методическую часть.
Итак, целью квалификационной (дипломной) работы специалиста-юриста являются закрепление, систематизация и расширение теоретических и практических знаний в области права в процессе исследования и применения полученных знаний при решении конкретного исследования; развитие навыков самостоятельной работы и применение методов исследования при решении задач по проблеме исследования; выявление уровня подготовленности студента-выпускника к самостоятельной работе.
Требования к квалификационной (дипломной) работе юриста по специальности 021100 — Юриспруденция, представляют собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных проблем в области юриспруденции, исследуя которую студент-выпускник демонстрирует уровень необходимых знаний, практических навыков, позволяющих ему в дальнейшей профессиональной деятельности самостоятельно реатать производственные задачи.
Квалификационная (дипломная) работа юриста показывает уровень освоения студентом-выпускником методов научного исследования социальных явлений, умения делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в изучаемой области.
Оптимальный объем квалификационной (дипломной) работы специалиста — 2, 0—2, 5 п.л. (50—60 страниц).


Часть 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1.1. Выбор темы квалификационной (дипломной) работы и порядок ее утверждения
Тема квалификационной (дипломной) работы должна отражать актуальность одной из правовых проблем общественной жизни.
Тему студент-выпускник выбирает из примерного перечня квалификационных (дипломных) работ, исследуемых и утверждаемых выпускающей кафедрой. Перечень тем квалификационных (дипломных) работ ежегодно обновляется кафедрой с учетом новейших социально-экономических, правовых, политических потребностей общества.
Студент-выпускник также может самостоятельно предложить тему квалификационной (дипломной) работы в рамках соответствующих направлений, специальностей, которая впоследствии должна быть согласована с выпускающей кафедрой.
Однако в каждом из случаев выбранная тема квалификационной (дипломной) работы должна быть актуальной, отличаться научной новизной и иметь практическую значимость.
Выбор темы квалификационной (дипломной) работы, как правило, должен быть связан с проблемами преддипломной и производственной практики, где целесообразно собрать материал для будущей работы.
Особенно интересными являются темы, связанные с актуальными проблемами практики; анализом дискуссионных правовых проблем отдельных (конкретных) регионов или муниципальных образований.
Наибольшей сложностью отличаются те темы, которые связаны с общетеоретическими исследованиями, так как студент-выпускник должен не только показать хорошее знание теории имеющихся научно-теоретических работ, но и сделать самостоятельные новые выводы и предложения теоретического характера, а также убедительно доказать их обоснованность. Поэтому выполнение чисто теоретических тем может быть разрешено выпускающее кафедрой, но в исключительных случаях.
Основным критерием при выборе темы квалификационной (дипломной) работы служит научно-практический интерес студента-выпускника. Это, прежде всего, относится к тем студентам-выпускникам, которые продолжительное время целеустремленно собирали и обрабатывали материал по конкретной теме, принимали активное участие в научно-практических конференциях, круглых столах, семинарах, студенческих научных кружках или имеют публикации по избранной теме исследования.
По одной проблеме могут выполняться квалификационные (дипломные) работ несколькими студентами-выпускниками, если тематика, цели и задачи исследований различны. Это различие также находит свое отражение в плане квалификационной (дипломной) работы.
Тема работы закрепляется за студентом-выпускником по его личному письменном заявлению (Приложение № 2) на имя заведующего(ей) кафедрой, предоставляется на ка федру не позднее установленного срока, как правило, до выхода приказа ректора вуза.
1.2, Назначение научного руководителя и научное руководство выпускной
квалификационной работой
Заявления студентов-выпускников рассматриваются на одном из заседаний соответствующей выпускающей кафедры. Решением кафедры тема квалификационной (дипломной) работы утверждается либо изменяется; назначается научный руководитель, а в некоторых случаях — и научный консультант.
Так, студентам-выпускникам, выполняющим научные исследования на стыке смежных специальностей, разрешается иметь, в порядке исключения, двух научных руководителей или руководителя и консультанта.
Научные консультанты назначаются по отдельным разделам работы, связанным с использованием информационных технологий, математического аппарата, междисциплинарных исследований, курируемых несколькими кафедрами вуза.
Утверждение темы квалификационной (дипломной) работы и назначение научного руководителя и научного консультанта по представлению кафедры оформляется приказом ректора вуза или декана соответствующего факультета перед направлением студента-выпускника на практику.
Научный руководитель квалификационной (дипломной) работы:
• осуществляет непосредственное руководство и контроль над (за) процессом исследования;
• выдает студенту-выпускнику задание по квалификационной (дипломной) работе;
• оказывает студенту-выпускнику помощь в составлении календарного плана- графика на весь период выполнения квалификационной (дипломной) работы (Приложение № 3);
• рекомендует студенту-выпускнику необходимые основные законодательные, нормативные правовые акты, научную, методическую литературу; справочные материалы, учебники, учебные пособия и другие источники по теме;
• оказывает предусмотренные расписанием студента-выпускника консультации;
• проверяет выполнение работы (по частям и в целом).
Научный руководитель составляет и выдает студенту-выпускнику задание (Приложение № 4) с указанием сроков начала и окончания работы. В нем указываются: тема квалификационной (дипломной) работы, краткая характеристика ее основного содержания — обычно в виде перечня глав и параграфов работы.
Задание составляется в двух экземплярах и подписывается научным руководителем и студентом-дипломником. После завершения работы задание передается в Государственную аттестационную комиссию (ГАК) вуза. На основании задания студент-выпускник по согласованию с научным руководителем составляет план-график подготовки квалификационной (дипломной) работы.
Наиболее оптимальным является примерный план-график подготовки студентом-выпускником квалификационной (дипломной) работы, который представлен в Приложении №5.
После завершения студентом-выпускником исследования научный руководитель обязательно дает письменный отзыв, в котором содержится характеристика текущей работы студента-выпускника над выбранной темой, а также рекомендация по допуску к защите, отмечается ее актуальность, научная новизна, практическая значимость, оцениваются достоверность и полнота полученных результатов, выставляется оценка (по пятибалльной шкале).
Научное руководство выпускной квалификационной работой и ее научное консультирование включается преподавателям в учебную нагрузку в соответствии с Примерными нормами времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования. Количество студентов-выпускников, прикрепляемых к одному научному руководителю, определяется с его согласия ректором высшего учебного заведения или руководителем подразделения образовательного или научного учреждения, организации. Распределение общего числа часов, выделяемых на каждого дипломника, между отдельными кафедрами производится решением руководства образовательного учреждения высшего и дополнительного профессионального образования,


Часть 2. ОСНОВНОЙ ЭТАП
2.1. Составление плана квалификационной (дипломной) работы
План квалификационной (дипломной) работы представляет собой составленный определенном порядке наряду с введением и заключением перечень глав и развернуты перечень вопросов (параграфов к каждой главе).
Правильно составленный план служит основой в подготовке квалификационной (дипломной) работы студентом-выпускником; помогает ему систематизировать научно методический, научно-практический материал, обеспечить последовательность его изложения.
Предварительный план квалификационной (дипломной) работы студент выпускник составляет самостоятельно, а затем согласовывает и утверждает его с научным руководителем.
Согласно типовой традиционной структуре квалификационная (дипломная) работа должна состоять из введения, двух глав (в каждой, как правило, 3 параграфа), заключения, списка литературы, приложений.
План квалификационной (дипломной) работы имеет динамичный характер. В процессе работы план может уточняться: расширяться отдельные главы и параграфы, вводиться новые параграфы с учетом собранного материала; другие параграфы, наоборот, могут сокращаться.
Все изменения в плане должны быть согласованы с научным руководителем, окончательный вариант плана квалификационной (дипломной) работы утверждается научным руководителем.
2.2. Подбор, анализ и обобщение законов и иных нормативных правовых актов, литературных источников
Квалификационная (дипломная) работа выполняется студентом-выпускником на основе анализа действующего законодательства, подзаконных и иных нормативных актов, научной, практической и методической литературы. •
Знание нормативных правовых актов Российской Федерации и умение ими пользоваться в современный период необходимы каждому студенту-выпускнику.
Важно, чтобы студент-выпускник не только хорошо знал методологическую базу по теме исследования, но и имел представление о фактических правовых последствиях
применения того или иного закона. Практически по любой теме квалификационной (дипломной) работы может использоваться тот или иной закон Российской Федерации. Для выполнения квалификационной (дипломной) работы студенту-выпускнику рекомендуется использовать ряд нормативных правовых актов:
• Конституция РФ;
• федеральные законы;
• указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;
• нормативные акты органов исполнительной власти РФ;
• законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
• акты органов местного самоуправления;
• государственные стандарты, методические указания, инструктивные письма и т. д.
Необходимая литература по теме квалификационной (дипломной) работы подбирается студентом-выпускником при помощи предметных и алфавитных каталогов библиотек. Для этих целей могут быть использованы каталоги книг, указатели журнальных статей, специальные библиографические справочники, тематические сборники литераторы, периодически выпускаемые отдельными издательствами, имеющиеся в различных библиотеках (вуза, Государственной публичной библиотеке им. В.И. Ленина, библиотеке Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) и т. д.).
При подготовке квалификационной (дипломной) работы используются монографии, учебники, учебные пособия, справочники, а также статьи, материалы информационной сети Интернет, справочные правовые системы «Гарант», «Консультант+» и др.
Также должны быть использованы сборники научных трудов, сборники научных статей и материалов научно-практических конференций вузов, статьи в журналах и газетах.
Выдержки из нормативных правовых актов, авторские высказывания и др. цитируются дословно либо излагаются своими словами.
После каждого цитирования обязательна ссылка на автора и источник — место издания, год издания, номер страницы.
2.3. Сбор и анализ практического материала
Эффективность сбора практического материала для квалификационной (дипломной работы в значительной степени зависит от того, насколько студент-выпускник
понимает предмет своего исследования. К числу основных материалов, которые необходимы для выполнения квалификационной (дипломной) работы, относятся: уставы, положения, договоры органов государственной власти и местного самоуправления; учредительные документы и устав организации (копия); договоры (с приложениями); статистические отчеты за последние 2—3 года, бюджет, сведения об организационной структуре, проектах планов и целевых программ; планы работы организации, учреждения; другие данные, вытекающие из темы квалификационной (дипломной) работы.
В процессе отбора материала у студента-вьшускника постепенно вырабатывается необходимый каждому будущему специалисту научно-исследовательский подход к практике с учетом общеизвестного диалектического метода — изучения явлений, процессов со всех сторон, в движении, с учетом всего человеческого опыта.
В процессе обработки полученных данных используются такие взаимосвязанные общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, а также индукция и дедукция, аналогия.
Анализ — логический прием разделения целого на отдельные элементы и изучение каждого из них в отдельности во взаимосвязи с целым. Синтез — объединение результатов для формирования (проектирования) целого.
При обработке практических материалов следует также использовать современные методы статистического и математического анализа, с тем, чтобы выявить закономерности и сделать научно обоснованные выводы.
2.4. Использование в квалификационной (дипломной) работе научных достижений
Квалификационную (дипломную) работу, особенно ее теоретическую часть, следует наполнять современным научным материалом, а каждую проблему освещать с учетом отечественных и зарубежных научных достижений.
Студенту-выпускнику, приступающему к выполнению работы, надлежит овладеть не только основным содержанием, но и методологическими основами, которые позволят ему провести анализ фактического материала, установить связи и закономерности, сделать теоретические и практически значимые выводы.
Студент-выпускник должен уметь анализировать события прошлого и новые явления общественной жизни, экономики и управления, использовать приводимые факты и статистические материалы для подтверждения того или иного положения в современных условиях.

2.5. Содержание и структура квалификационной (дипломной) работы
Структура квалификационной (дипломной) работы должна соответствовать одобренному научным руководителем плану и, как правило, состоять из следующих частей: введения, основной части (глав и параграфов), заключения, библиографического списка литературы, приложений.
Оформление квалификационной (дипломной) работы студента-выпускника начинается с титульного листа (Приложение № 7).
После чего приводится аннотация, оглавление (содержание), которое включает перечисление частей работы, начиная с введения и заканчивая приложениями с указанием страниц.
Номера страниц проставляются арабскими цифрами, как правило, в середине нижнего (верхнего) поля страницы.
Введение, В нем дается краткая аргументация выбора темы квалификационной (дипломной) работы, обосновывается актуальность проблемы исследования, объект и предмет исследования, определяются цель и задачи, методология и методы исследования (дипломного проекта).
Кроме того, должна быть четко определена теоретическая база исследования, т. е. перечислены наиболее значимые теоретические труды и авторы, проводившие научные или научно-практические исследования по данной проблеме; сформулировано и обосновано отношение студента-выпускника к их научным позициям. Далее следует показать научную новизну и практическую значимость (в т. ч. для профподготовки) работы. В конце Введения необходимо привести краткое содержание последующих глав квалификационной (дипломной) работы.
Актуальность . Обоснование актуальности темы исследования — одно из основных требований, предъявляемых к квалификационной (дипломной) работе студента-выпускника.
Для студента-выпускника выбор темы исследования начинается, прежде всего, с выбора наиболее интересующего его предмета из ранее изученных, а также с учетом его интересов в дальнейшей профессиональной деятельности.
Студент-выпускник должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния права и других общественных явлений, которые актуализируют выбор темы. Необходимо также обосновать недостаточность ее разработанности в научных исследованиях, необходимость изучения проблемы в новых современных социально-экономических, политических, закон* дательных и иных условиях и т. д.
Выбор темы квалификационной (дипломной) работы и обоснование ее актуальности (значимости) представляет собой одну из важнейших и сложнейших задач квалификационной (дипломной) работы. Умение сформулировать тему исследования и в следствии доказать ее актуальность является первым шагом к успешной защите квалификационной (дипломной) работы.
Объект и предмет исследования. Нередко объект исследования определить достаточно сложно из-за множественности понятий, предметов, связей в различных вида деятельности. Объект исследования может одновременно претендовать и на сферу общественной жизни, и на сферу биологии, естествознания, например, природопользование. Определение же предмета исследования — это прежде всего в какой-то мере уточнение «места и времени» действия. Исследователь как бы заявляет — да, я знаю, чт существуют другие свойства и другие отношения, другие связи и другие отношения, и мои «интересы — здесь», и я избрал именно эту сферу (этот предмет) и здесь буде проходить все действие.
Другими словами, предмет исследования -— это определенный элемент общественной жизни (реальности), который обладает очевидными границами либо относи тельной автономностью существования. Объект отражает проблемную ситуацию, рассматривает предмет (аспект) исследования во всех его взаимосвязях. Проще говоря, это определенная область реальной действительности либо сфера общественной жизни (социально-экономической, политической, организационно-правовой и т. д.). Объект исследования всегда шире, чем его предмет.
Если объект — это область деятельности, то предмет — это изучаемый процесс i рамках объекта исследования.
Приведем пример темы: Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России.
В данном примере объект исследования — предпринимательская деятельность i России. Предмет исследования — правовое регулирование предпринимательской деятельности.

Под правовым регулированием понимаются нормативные правовые акты и практика их применения в организации различных видов общественной деятельности.
Именно на предмет исследования направлено основное внимание студента-выпускника, т. к. предмет определяет тему квалификационной (дипломной) работы. Для исследования его (предмета) формулируются цель и задачи.
Цель исследования — это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки квалификационной (дипломной) работы студентом-выпускником.
Задачи исследования в рамках квалификационной (дипломной) работы определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели.
Методология научного исследования — комплекс методов, применяемых в какой-либо науке и рассматриваемых адекватно предмету (аспекту) исследования. Методика исследования — это совокупность приемов, методов. Другими словами, прием — это часть методики. Метод исследования — это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности.
Например, при научном исследовании актуальных проблем права возможно использовать следующие методы:
• изучение и анализ научной и специальной юридической литературы;
• изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики: судебной, органов юстиции, правоохранительных органов и др.;
• методы сбора информации: опрос (анкетирование, интервьюирование), наблюдение, социальный эксперимент, изучение документов, уголовных дел;
• методы обработки информации: моделирование, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, методы прогнозирования (экстраполяция, экспертные оценки) и т. д.
Научная новизна. Определение научной новизны относится ко всему исследованию Е целом. Научная новизна относительна и в зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному.
Так, для теоретических работ научная новизна определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета. Для работ практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впервые, возможно подтвержден и обновлен или развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения.
Важнейшее значение в определении научной новизны исследования при подго товке квалификационной (дипломной) работы имеет также прогнозирование результат* (цели исследования).
2.6. Подготовка рукописи квалификационной (дипломной) работы
Изложение материала в квалификационной (дипломной) работе должно быть последовательным и логичным. Все главы должны быть связаны между собой. Следует обращать особое внимание на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа — от вопроса к вопросу.
После оформления Введения написание текста квалификационной (дипломной) работы следует начинать с первой главы, тщательно прорабатывая содержание всех глав структуры.
Изложение материала по данной проблеме должно быть конкретным и прежде всего опираться на результаты производственной практики, при этом важно не просто описание, а критический анализ имеющихся данных. При изложении в квалификационной (дипломной) работе спорных (противоречивых) решений необходимо приводить мнения различных ученых и практиков. Если в работе критически рассматривается точка зрения кого-то из них, его мысль следует излагать без сокращений, т.е. приводить цитаты. Обязательным, при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы, является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после этого следует обосновывать свое мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в каждом из случаев соответствующие аргументы.
Отдельные положения квалификационной (дипломной) работы должны быть студентом-выпускником иллюстрированы цифровыми данными из справочников, монографий и других литературных источников, при необходимости оформленными в справочные или аналитические таблицы. Таблица должна занимать не более одной страницы. Если аналитическая таблица по размеру превышает одну страницу, ее следует включить в приложение. В отдельных случаях можно заимствовать некоторые таблицы из литературных источников. Ссылаться на таблицу нужно в том месте текста, где формулируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое ею. В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу, не следует пересказывать ее содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные показатели, более отчетливо характеризующие то или иное явление или его отдельные стороны. Наиболее часто встречающиеся ошибки:
1. Казенный стиль (штампы), неудобный для восприятия;
2. Отсутствие собственных оценок, мыслей, предположений;
3. Отсутствие ссылок на исследования ученых и практиков, на цитируемые источники;
4. Отсутствие аргументированных выводов, обоснования предложений;
5. Несоответствие содержания и формы, т. е. несовпадение основного текста и выводов, как по главам, так и в целом по работе.
Текст квалификационной (дипломной) работы должен быть написан на одной стороне стандартного листа формата А4; страницы пронумерованы. Написанный текст рекомендуется тщательно проверить, т. е. вычитать.
Окончательный вариант работы должен быть представлен на бумажном носителе в переплетенном виде (и на электронном носителе/дискете).
Примерное содержание глав квалификационной (дипломной) работы
Как правило, первая глава содержит описание проблемы , вводит в проблематику вопроса, описывает состояние в теории исследования на эту тему, анализирует исторический опыт (история вопроса).
Традиционно во второй главе уже проводится подробный анализ предмета исследования, описываются его основные параметры и характеристики (которые желательно увязать с избранной специализацией). Приводятся доказательства ранее выдвинутых положений, и строится аргументация, приводятся расчеты, формулируются выводы и предложения.
Безусловно, представит определенный интерес сравнительное исследование зарубежного опыта решения сходных проблем (по аналогии).
В заключении к работе даются авторские выводы и предложения. Заключение должно отражать результаты практической значимости исследования, пути и дальнейшие перспективы работы над проблемой. В заключении дается краткий перечень наиболее значимых выводов и предложений (рекомендаций), содержатся обобщенные выводы и предложения по совершенствованию общественных отношений в сфере права и т. д., указание дальнейших перспектив работы над проблемой.
Допустимы нумерации сделанных выводов (предложений, рекомендаций).
Библиографический список литературы составляется в строго приоритетном порядке, начиная с нормативных правовых актов федерального уровня, регионального уровня, индивидуальных и коллективных монографий, научных статей и т. д.
В приложении к дипломной работе, как правило, могут содержаться копии собранных документов, бухгалтерских и статистических отчетов организации, на основе которых выполнена та или иная квалификационная работа; графики, схемы, таблицы, диаграммы, иные документы.
Большое значение имеет правильная трактовка дефиниций или рабочих понятий, их точность и научная обоснованность. Термины, употребляемые в квалификационной (дипломной) работе, должны быть обоснованными (например, понятия из законов РФ) либо со ссылкой на исследования ученых и практиков. Точно так же общепринятыми должны быть и формулы, исключение составляют впервые вводимые те или иные научные рабочие понятия, расчеты.
Каждая рекомендация, сделанная в квалификационной (дипломной) работе, должна быть обоснована с позиций эффективности, целесообразности и перспектив использования в практической деятельности или учебном процессе.
2.7. Оформление квалификационной (дипломной) работы
Таким образом, при написании квалификационной (дипломной) работы нужно постоянно следить за тем, чтобы не отклоняться от предмета исследования.
Написав черновую рукопись, следует обязательно вычитать и отредактировать весь написанный текст.
Все страницы необходимо нумеровать, начиная с титульного листа, на котором сама цифра не проставляется. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине нижнего (верхнего) поля страницы.
Заметим, что каждая глава, а также введение и заключение начинаются с новой страницы.
На титульном листе квалификационной (дипломной) работы указывается полное наименование вуза и выпускающей кафедры, специальность, фамилия и инициалы студента, тема дипломной работы, ученая степень, ученое звание, фамилия и инициалы научного руководителя (Приложение № 7).
Квалификационная (дипломная) работа должна быть оформлена надлежащим образом. Все листы работы и приложений следует аккуратно подшить (сброшюровать) в папку и переплести.
Таблицы и рисунки должны иметь названия и порядковую нумерацию. Нумерация таблиц и рисунков должна быть сквозной для всего текста квалификационной (дипломной) работы.
Порядковый номер таблицы проставляется в правом верхнем углу над ее названием. В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей, и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых табличных данных, то ее приводят в заголовке таблицы после ее названия.
Как правило, квалификационная (дипломная) работа студента-выпускника пишется сначала рукописно, а затем переносится в файл на компьютер. Однако при наличии регулярного доступа к компьютерному рабочему месту квалификационная (дипломная) работа может изначально создаваться в текстовом редакторе. При этом следует соблюдать следующие рекомендации, носящие в значительной мере общий характер, т, е. относящиеся к правилам создания больших деловых документов.
Квалификационная (дипломная) работа разбивается на файлы в соответствии с утвержденным планом (структурой) работы. Иными словами, выпускнику рекомендуется работать с файлами типа «Глава 1» или «Параграф 3», помещенными в папку «Диплом».
Оформительской стороне в начале работы над текстом не следует уделять большое внимание. Это следует делать в последнюю очередь, когда будет собраны все материалы, весь документ. К собранному документу следует применить стили, примеры которых приведены ниже.
При создании документа и цитировании источников текста, данных, формул, рисунков следует сразу вставлять сноски, куда помещаются ссылки на соответствующие издания.
После объединения всех компонентов глав следует проверить нумерацию и правильность оформления страниц квалификационной (дипломной) работы.
Размер бумаги — 210x297 мм (формат А4); поля: левое — 30 мм, правое — 15 мм, сверху — 20 мм, снизу — 20 мм.
Следует применять, по крайней мере, три стиля: основной, заголовок 1, заголовок 2. Полезно также создать стили для текстов таблиц, их заголовков и подписей под рисунками.
Настройки основного стиля: шрифт Times New Roman, размер — 14 пт; межстрочный интервал — полуторный; отступ красной строки — 1, 3 см; отступы до и после абзаца — 0; выравнивание — по ширине; переносы установлены.
Настройки стилей заголовков; заголовок главы: размер — 18 пт, тип рубленый Arial или Pragmatica, полужирный; межстрочный интервал — двойной; отступ красной строки — 0; отступ до и после абзаца — 12 пунктов; выравнивание — по центру; начинать с новой страницы.
Название пунктов внутри главы; шрифт; размер — 14 пт, тип рубленый Arial или Pragmatica полужирный, курсив, межстрочный интервал — 2; отступ красной строки — 0: отступ до абзаца — 12 пунктов, после — 6 пунктов; выравнивание — по левому краю;
В текстовом редакторе Microsoft Office Word этим трем стилям соответствуют: обычный, заголовок 1, заголовок 2
Нумерация глав и пунктов. При правильном назначении стилей главам и пунктам многоуровневая нумерация расставляется текстовым редактором автоматически: Формат/Список/корешок Многоуровневый; что позволяет добавлять, переносить или удалять отдельные пункты в процессе устранения замечаний, скажем, научного руководителя дипломной работы, не заботясь об их нумерации.
Сборка оглавления. При правильном назначении стилей главам и пунктам сборка оглавления обеспечивается средствами текстового редактора, напр., в Microsoft Office Word 2003 это делается через меню: Вставка/Ссылка/ Оглавление и указатели/корешок Оглавление.
При этом рекомендуется ограничиться двумя уровнями: Заголовок 1 и Заголовок 2 Следует учесть, что собранное Оглавление будет вставлено в то место работы, где бы; установлен курсор. Рекомендуется оглавление вставлять после титульного листа квалификационной (дипломной) работы.
Библиографический аппарат в квалификационной (дипломной) работе — это выражение научной этики и культуры научного труда исследователя. Именно по нему члены Государственной экзаменационной комиссии, присутствующие на защите квалификационной (дипломной) работы, могут судить о степени осведомленности студента-выпускника о состоянии проблемы в теории и практике.
Библиографический аппарат квалификационной (дипломной) работы представляется библиографическим списком литературы и библиографическими ссылками (на которые, заметим, ГОСТ 7.1-2003 не распространяется).
Рассмотрим вначале оформление библиографического списка литературы, который в квалификационных (дипломных) работах обычно следует озаглавливать как «Библиографический список» или «Литература».
Библиографическое описание можно условно разделить на две части: нормативные правовые акты и научная методическая литература.
Нормативные правовые акты располагаются в соответствии с их юридической силой:
• международные законодательные акты — по хронологии;
• Конституция РФ;
• кодексы — по алфавиту;
• законы РФ — по хронологии;
• указы Президента РФ — по хронологии;
• акты Правительства РФ -— по хронологии;
• акты министерств и ведомств в последовательности — приказы, постановления, положения, инструкции министерства — по алфавиту, акты — по хронологии.
В списке литературы должно быть указано полное название акта, дата его принятия, номер, а также официальный источник опубликования. Например:
Федеральный закон от 26 февраля 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Собр. законодательства Российской Федерации, 1996. № 1. Ст. 1.
Библиографическое описание составляют непосредственно по произведению печати или выписывают из каталогов и библиографических указателей полностью, без пропусков каких-либо элементов, сокращений заглавий и т. п.
Ниже приведены примеры библиографического описания различных видов произведений печати.
Государственные стандарты и сборники документов
Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления: ГОСТ 7.1.-2003. № 332 от 25.11.2003 г. — Введен с 01.07.2004 г. — М., 2004. — 66 с. (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
Книги одного, двух, трех и более авторов
Рузавин Г.И. Научная теория: Логико-методол. анализ. — М.: Мысль, 1978. — 237 с.
Госс B.C., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки: Становление и развитие. — М.: Мысль, 1984. — 268 с.
Планирование, организация и управление транспортным строительством / A.M. Коротеев, Т.А. Беляев и др.; под ред. A.M. Коротеева. — М.: Транспорт, 1989. — 286 с.
Сборник одного автора
Методологические проблемы современной науки / Сост. А.Т. Москаленко . — М.: Политиздат, 1979. — 295 с.
Сборник с коллективным автором, например:
Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. тр. / НИИ высшего образования / Отв. ред. Н.Н. Нечаев. — М.: НИИВО, 1995. — 156 с.
Если нужно показать, что ссылка представляет дополнительную литературу (информацию), указать следует «См. также: ...».
По месту расположения относительно основного текста квалификационной (дипломной) работы библиографические ссылки разделяются на:
• внутритекстовые, т. е. являются частью основного текста;
• подстрочные, т. е. вынесенные из текста в низ страницы. Внутритекстовые ссылки используются, когда значительная часть ссылок вошла в
основной текст квалификационной (дипломной) работы неразрывно. Изъять ее из текста невозможно, не заменив этот текст другим. В этом случае в скобках указываются лишь выходные данные и номер страницы, на которой напечатано цитируемое место, или только выходные данные (если номер страницы указан в тексте), или только номер страницы (если ссылка повторная).
Подстрочные ссылки на источники используют в тексте квалификационной (дипломной) работы, когда ссылки нужны по ходу чтения, а внутри текста их разместить невозможно или нежелательно, чтобы не усложнять чтение и не затруднять поиски при наведении справок.
Например:
26 Вельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания.— М., 1982. —С. 43—46.
В тех случаях, когда студент-выпускник приводит ссылки в конце каждой страницы своей работы в виде подстрочных ссылок, для связи их с текстом используются знаки сносок в виде цифры. Знак сноски следует располагать в том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль автора.
При повторных ссылках полное описание источника дается только при первой сноске. В последующих сносках вместо заглавия приводят условное обозначение, например: «Указ. соч. ...». Если несколько ссылок на один и тот же источник приводятся на одной странице книги или статьи, то в сносках проставляют слова «Там же» и номер страницы, на которую делается ссылка.
Первичная подстрочная ссылка включает в себя все обязательные элементы описания книги. Даже если часть элементов (фамилия автора, например) содержится в основном тексте, их рекомендуется повторять в ссылке. При этом знак сноски ставится после цитаты, если поясняющий текст предшествует цитате или включен в ее середину.
За содержание квалификационной работы (дипломного проекта), верность приведенных данных несет ответственность студент-выпускник. Дипломная работа (проект) им подписывается: подпись и дата ставятся на последней странице содержательной части (т. е. после Заключения и Списка литературы).

Часть 3. ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП
Данный этап включает и процедуру защиты квалификационной (дипломной) работы студентом-выпускником.
3.1. Подготовка квалификационной (дипломной) работы к защите
Законченная квалификационная (дипломная) работа подписывается студентом-выпускником и представляется научному руководителю. После просмотра и одобрения квалификационной (дипломной) работы руководитель подписывает работу и вместе со своим письменным отзывом представляет на проверку заведующему кафедрой.
В своем отзыве научный руководитель характеризует квалификационную (дипломную) работу.
Заведующий(ая) кафедрой на основании этого отзыва (рецензии) принимает решение о допуске студента-выпускника к дипломной защите, делая соответствующую запись на титульном листе дипломной работы.
Если же зав. кафедрой считает невозможным допустить студента-выпускника к защите квалификационной (дипломной) работы, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры в присутствии научного руководителя и, по необходимости, студента-выпускника.
Квалификационная (дипломная) работа, допущенная выпускающей кафедрой к защите, должна быть также направлена на рецензию. Отзыв специалиста организации, в которой выполнена квалификационная (дипломная) работа, приравнивается к внешней рецензии. Квалификационная (дипломная) работа с отзывом (допуском) выпускающей кафедры, отзывом научного руководителя и рецензента направляется в Государственную аттестационную комиссию (ГАК) для защиты. По желанию студента-дипломника в ГАК могут быть представлены материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненной квалификационной (дипломной) работы, например, документы (отзывы, справки), указывающие на практическое использование предложений, печатные статьи по теме работы и другие материалы. Представленные материалы могут содействовать раскрытию научной и практической значимости квалификационной (дипломной) работы.
Подготовив квалификационную (дипломную) работу к защите, студент-выпускник готовит выступление (доклад), наглядную информацию — схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал — для использования во время защиты в ГАК, Могут быть подготовлены специальные материалы для раздачи членам ГАК.
Перед защитой квалификационной (дипломной) работы в ГАК выпускающая кафедра проводит предварительную защиту всех квалификационных (дипломных) работ кафедры на расширенном заседании.
Предварительная защита проводится не позднее, чем за месяц до защиты в ГАК. Замечания и дополнения к квалификационной (дипломной) работе, высказанные на предзащите, обязательно учитываются студентом-выпускником до представления работы в ГАК.
3.2. Процедура защиты квалификационной (дипломной) работы в Государственной экзаменационной комиссии вуза
Студент-выпускник допускается к защите квалификационной (дипломной) работы в Государственной аттестационной комиссии, если им полностью выполнен учебный план и при наличии допуска к защите, подписанного заведующим выпускающей кафедры.
Процедура защиты квалификационных (дипломных) работ определяется Положением об итоговой аттестации выпускников Института от 06.05.2003 г. № 18ов.
В соответствии с этим Положением к защите квалификационной (дипломной) работы допускаются студенты-выпускники, завершившие полный курс обучения и успешно прошедшие все аттестационные испытания (экзамены и зачеты) в соответствии с учебным планом.
Сдача итоговых экзаменов и защита квалификационных (дипломных) работ (проектов) проводятся на заседаниях Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК).
Защита начинается с доклада (краткого сообщения) студента-выпускника по теме , квалификационной (дипломной) работы. Слово для доклада студенту-выпускнику предоставляет председатель Государственной экзаменационной комиссии. Для доклада основных положений квалификационной (дипломной) работы, обоснования сделанных им выводов и предложений студенту-выпускнику предоставляется до 12 минут, что примерно соответствует 5 страницам обычного текста, набранного с полуторным (1, 5) межстрочным интервалом, размер шрифта 12 пт.
Доклад следует начинать с обоснования актуальности темы исследования, его цели и задач, далее по главам лаконично раскрыть основное содержание квалификационной (дипломной) работы, а затем осветить основные результаты работы, сделанные выводы и предложения. Студент-выпускник должен сделать свой доклад свободно, не читая письменного текста. Рекомендуется в процессе доклада использовать компьютерную презентацию работы, заранее подготовленный наглядный графический (таблицы, схемы) или иной материал (напр., проекты уставов, нормативных актов и т. д.), иллюстрирующий основные положения работы.
На заседании государственной экзаменационной комиссии, секретарем ГЭК зачитывается отзывы научного руководителя и рецензента.
Студент-выпускник после сообщения основных положений доклада должен ответить и на замечания рецензента, и на вопросы членов ГЭК.
После выступления начинается обсуждение квалификационной (дипломной) работы, или дискуссия. В дискуссии могут принять участие как члены ГЭК, так и присутствующие заинтересованные лица.
При оценке квалификационной (дипломной) работы по конкретному направлению подготовки или специальности ГАК помимо Положения руководствуется методи-1 ческими рекомендациями соответствующего учебно-методического объединения (УМО) и инструментарием, описанным в Методике создания оценочных средств для итоговой аттестации выпускников вузов на соответствие требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, рекомендованной письмом Министерства образования Российской Федерации от 16.02.2002 г. № 14-55-353ин/15.
Члены ГЭК, участвующие в процедуре защиты студентом-выпускником его квалификационной (дипломной) работы, помимо определения способности (готовности; студента-выпускника к будущей профессиональной деятельности на основе публичной защиты результатов квалификационной (дипломной) работы рассматривают также:
• отзыв научного руководителя студента-выпускника по подготовке квалификационной(дипломной)работы;
• отзыв рецензента (рецензий).
Рецензент, как правило, сосредотачивает внимание на качестве выполненной работы и дает ее объективную оценку на основании требований соответствующего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Рецензия рецензента, как правило, должна содержать подтверждение актуальности, научной новизны и практической значимости исследования, научно-практический профессионализм выполнения, достоинства (недостатки) работы, соответствие ее установленным требованиям. Оценка ставится по пятибалльной шкале.
Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценка квалификационной (дипломной) работы дается членами Государственной экзаменационной комиссии на ее закрытом заседании. Комиссией принимается во внимание содержание работы, качество расчетов, обоснованность выводов и предложений, содержание доклада, отзывы на квалификационную (дипломную) работу, уровень теоретической, научной и практической подготовки студента-выпускника. Оценки объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседания комиссии.
По результатам итоговой аттестации студентов-выпускников государственная комиссия по защите квалификационных (дипломных) работ принимает решение о присвоении им квалификации по направлению (специальности) и выдаче диплома о высшем профессиональном образовании.
Студент-выпускник, не прошедший в течение установленного срока обучения всех аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации, отчисляется из высшего учебного заведения и получает академическую справку или, по его просьбе, диплом о неполном высшем образовании.
Студентам-выпускникам, не проходившим аттестационных испытаний по уважительной причине, ректоратом может быть удлинен срок обучения до следующего периода работы ГАК, но не более одного года.
После защиты квалификационная (дипломная) работа остается на выпускающей кафедре, до сдачи в архив. Таблицы и схемы, а также другие раздаточные материалы остаются на кафедре и могут быть использованы в учебном кабинете в качестве наглядных пособий.
В том случае, когда защита квалификационной (дипломной) работы признается неудовлетворительной, ГЭК устанавливает, может ли студент-выпускник представить ко вторичной защите ту же работу с соответствующей доработкой, определяемой комиссией, или же студент-выпускник обязан разработать новую тему, которая должна быть определена выпускающей кафедрой после первой зашиты.
3.3. Рекомендации по составлению текста выступления на защите квалификационной (дипломной) работы
Какой бы великолепной ни была квалификационная (дипломная) работа, без квалифицированного ее представления невозможно получить высокую оценку. Ведь оценка в значительной мере выставляется и за то, как студент-выпускник ее представит: манера выступления, свободное изложение материала, ответы на вопросы, умение отстаивать верную позицию и т. п.
В тексте выступления студент-выпускник должен обосновать актуальность избранной темы, произвести обзор других научных работ по избранной им теме (проблеме), показать научную новизну и практическую значимость исследования, дать краткий обзор глав квалификационной (дипломной) работы и, самое главное, представить полученные в процессе результаты.
Первоначально остановимся на содержании выступления и использовании результатов исследования.
Во-первых, текст выступления должен быть максимально приближен к тексту квалификационной (дипломной) работы, поэтому основу выступления составляют Введение и Заключение, существенные положения которых используются в выступлении практически полностью. Также практически полностью используются важные выводы в конце каждой из глав.
Во-вторых, в выступлении должны быть использованы только те графики, диаграммы и схемы, которые приведены в квалификационной (дипломной) работе. Применение в выступлении данных, не использованных в квалификационной (дипломной) работе, допустимо главным образом при ответе на замечания рецензента.
3.4. Рекомендации по составлению компьютерной презентации (КП) квалификационной (дипломной) работы с помощью программ презентационной графики
Компьютерная презентация дает ряд преимуществ перед обычной бумажно-плакатной. Для полного использования программы подготовки КП — напр., Microsoft Office PowerPoint 2003, — необходимо хорошо знать все ее особенности. Компьютерная презентация позволяет использовать ее студенту-выпускнику как легальную шпаргалку, а с другой стороны, позволяет члену Государственной экзаменационной комиссии одновременно изучать квалификационную (дипломную) работу и контролировать выступление студента-выпускника. Поэтому желательно сопровождать выступление презентацией с использованием 15—20 слайдов.
Основными принципами при составлении КП являются: лаконичность, ясность, уместность, сдержанность, наглядность (подчеркивание ключевых моментов), запоминаемость (разумное использование ярких эффектов).
Необходимо начать КП с заголовочного слайда и завершить итоговым. В заголовке приводится название и автор. Советуем придумать краткое название и поместить его на все слайды (Вид — Колонтитул — Применить ко всем). Сделайте также нумерацию слайдов и напишите, сколько всего их в презентации. В итоговом слайде должно найтись место для благодарности руководителю и всем тем, кто дал ценные консультации и рекомендации.
Основное требование — каждый слайд должен иметь заголовок, количество слов в слайде должно быть разумным, напр, не превышать 40.
Используйте шаблоны для подготовки профессиональной КП. При разработке оформления используйте дизайн шаблонов (Формат — Применить оформление). Не увлекайтесь яркими шаблонами, информация на слайде должна быть контрастна фону. Подберите два-три различных фоновых оформления для того, чтобы иметь возможность варьировать фон при плохой проекции.
Не злоупотребляйте эффектами анимации. Оптимальной настройкой эффектов анимации является появление в первую очередь заголовка слайда, а затем — текста по абзацам. При этом, если несколько слайдов имеют одинаковое название, то заголовок слайда должен постоянно оставаться на экране. Динамическая анимация эффективна тогда, когда в процессе выступления происходит логическая трансформация существующей структуры в новую структуру, предлагаемую вами. Настройка анимации, при которой происходит появление текста по буквам или словам, может вызвать негативную реакцию со стороны членов комиссии, которые одновременно должны выполнять 3 различных дела: слушать выступление, бегло изучать текст работы и вникать в тонкости визуального преподнесения вами материала исследования. Ведь визуальное восприятие слайда презентации занимает от 2 до 5 секунд, в то время как продолжительность отдельных видов анимации может превышать 20 секунд.
Настройте временной режим вашей презентации. Используя меню: Показ слайдов — Режим настройки времени, узнайте, сколько минут вам требуется на каждый слайд. Очень важно не торопиться на докладе и не «мямлить» слова. Презентация поможет вам легко провести доклад, но она не должна его заменить. Если вы только читаете текст слайдов, то это сигнал комиссии, что вы не ориентируетесь в содержании, не владеете свободно материалом. Но если вы растерялись или, как говорится, «ком в горле застрял», то прочтение презентации будет единственным вашим спасением. Желательно подготовить к каждому слайду заметки по докладу (Вид — страницы заметок; Печать — печатать заметки). Используйте их при подготовке и, в крайнем случае, на самой презентации. Распечатайте некоторые ключевые слайды в качестве раздаточного материала.
Используйте интерактивные элементы. Для управления своей КП используйте интерактивные кнопки (вперед-назад) или, в крайнем случае, клавиатуру PgUp-PgDn. Особенно это может пригодиться при ответе на вопросы, когда вас попросят вернуться к определенному слайду. В автоматическом режиме обязательно проконтролируйте временной интервал своего доклада.
3.5. Критерии оценки квалификационных (дипломных) работ
В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации итоговая государственная аттестация студентов-выпускников проводится в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, по направлениям и специальностям, предусмотренным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, и завершается выдачей диплома государственного образца.
Защита квалификационной (дипломной) работы заканчивается выставлением оценки.
«Отлично» — выставляется за квалификационную (дипломную) работу, которая соответствует предъявляемым требованиям, носит самостоятельный исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую главу, глубокий анализ, критический разбор законодательства, практики его применения, и т. д., логичное, последовательное изложение материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями. Она имеет положительные отзывы научного руководителя и рецензента.
При ее защите студент-выпускник показывает глубокое знание вопросов темы, свободно оперирует данными исследования, вносит обоснованные предложения, а во время доклада использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики, слайды и т. п.) или раздаточный материал, легко отвечает на поставленные вопросы.
«Хорошо» — выставляется за квалификационную (дипломную) работу, которая носит исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую главу, в ней представлены достаточно подробный анализ и критический разбор практической деятельности, последовательное изложение материала с соответствующими выводами, однако с не вполне обоснованными предложениями. Она имеет положительные отзывы научного руководителя и рецензента. При ее защите студент-выпускник показывает знание вопросов темы, оперирует данными исследования, вносит предложения по теме исследования, во время доклада использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики и т. п.) или раздаточный материал, без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы.
«Удовлетворительно» — выставляется за квалификационную (дипломную) работу, которая носит исследовательский характер, имеет теоретическую главу, базируется на практическом материале, но имеет поверхностный анализ и недостаточно критический разбор, в ней просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные предложения. В отзывах научного руководителя и рецензента имеются замечания по содержанию работы и методике анализа. При ее защите студент-выпускник проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не всегда дает исчерпывающие аргументированные ответы на заданные вопросы.
«Неудовлетворительно» — выставляется за квалификационную (дипломную) работу, которая не носит исследовательского характера, не имеет анализа, не отвечает требованиям, изложенным в методических указаниях (настоящих или кафедры). В работе нет выводов либо они носят декларативный характер. В отзывах научного руководителя и рецензента имеются существенные критические замечания. При защите квалификационной (дипломной) работы студент-выпускник затрудняется отвечать на поставленные вопросы по ее тематике, не знает теории вопроса, нормативно-правовых актов, при ответе допускает существенные ошибки. К защите не подготовлены наглядные пособия и раздаточный материал.
И в заключение — несколько неформальных советов. Помните, в комиссии сидят ваши коллеги-преподаватели, а не ваши личные враги. Но будьте внимательны и точны в использовании юридической терминологии, формул, статистического (числового) материала, ссылок на известных ученых и практиков (ФИО которых должны быть верными в написании). Перепроверьте сообщение более тщательно, так как грубую ошибку в докладе вам могут и не простить.
Используйте в речи понятные аудитории слова, не бравируйте новыми терминами и понятиями, трактовку которых помните смутно. Постарайтесь найти аналогии и иллюстрации к вашим определениям,
Не стесняйтесь, будьте самими собой, но предпочтительнее говорить «мы», «на наш взгляд», ведь вы представляете не только авторскую позицию, но и работу, одобренную руководителем и выпускающей кафедрой.

ЛИТЕРАТУРА
1. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. ФЗ от 13.01.1996 № 12-ФЗ, от 16.11.1997 № 144-ФЗ, от 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 13.02.2002 № 20-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.06.2002 № 71-ФЗ, с изм. Внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 № 13-П, ФЗ от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ).
2. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 021100 — «Юриспруденция», квалификация — юрист. Утв. Минобразования России 14.03.2000 г. —М.:Юристъ, 2001. — 36 с.
4. Об утверждении научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования российской федерации на 2001—2005 годы. Приказ Минобрнауки России от 06.06.2000 г. № 1705.
5. Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации. Приказ Минобразования России от 25.03.2003 г. № 1155 (зарегистрирован в Минюсте России 05.05.2003 г., peг.№4490).
6. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации. Приказ Минобразования России от 26.04.2001 г. № 1870.
7. Примерные нормы времени для расчета объема учебной работы и основные виды учебно-методических, научно-исследовательских и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования. Приложение к письму Минобразования России от 26.06.2003 г. № 14-55-784ин/15.
8. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. ГОСТ 7.1.-2003. № 332 от 25.11.2003 г. — Введен с 01.07.2004 г. — М.: ИПК Издательство стандартов, 2004.
9. Беляков Е.Н., Кольцов В.А. Подготовка и оформление выпускной квалификациионной (дипломной) работы. Учебно-методическое пособие. — Н. Новгород: Нижегородский филиал МЮИ, 2003. — 54 с.
10. Вахрин П. И. Методика подготовки и процедура защиты дипломных работ по финансовым и экономическим специальностям: Учебное пособие. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000.
11. Дипломный проект по программам «Мастер делового администрирования, МВА»: Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите. — М.: Международный университет (в Москве), 2002.
12. Кузин Ф.А. Диссертация: Методика написания, правила оформления, порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. — М.: «Ось-89», 2003.— 224 с.
13. Методические рекомендации по разработке и защите дипломных работ. — М.: Гос. ун-т —Высшая школа экономики, 1998.
14. Методические указания по подготовке и защите дипломной работы. — М.: Международный ун-т (в Москве), 2000.
15. Минин А.Я., Горшенин Л.Г. Кандидатская диссертация юриста: подготовка, оформление, защита: Методические рекомендации для соискателей ученой степени кандидата юридических наук. — М.: МЮИ при Минюсте России, 2004. — 100 с.
16. Потоцкий Н.К. Методические рекомендации по выполнению дипломной работы по специальности «Юриспруденция». — М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002.— 10 с. (доступ на сайт в Интернете http://www.iile.ru/library/meth/m156.zip).
17. Чурилов СИ. Выпускная квалификационная работа по криминалистике: подготовка и защита: Методическое пособие. — М.: Маркетинг, 2002. — 42 с.


Приложение № 1
Содержание подготовительного этапа
1. Выбор темы дипломного исследования (проекта):
1.1. По перечню тем выпускающей кафедры;
1.2. Самостоятельно (в исключительных случаях);
1.3. По предложению практических органов юстиции (по месту работы, преддипломной практики).
2. Утверждение темы (на основании заявления).
3. Рассмотрение темы заведующим(ей) выпускающей кафедры и закрепление ее
за студентом (включение в протокол заседаний № ____).
4. Включение основных данных в приказ ректора №_____ (декан факультета).
5. Утверждение научного руководителя.
6. Составление календарного плана (с указанием конкретных дат по видам работы).
7. Изучение и обобщение состояния проблемы в теории и практике (современной
отечественной и зарубежной).
8. Оформление вводной части (введения) дипломного исследования.

«Утверждаю»
Заведующий(ая) кафедрой
__________________________________
(ученая степень, ученое звание)
__________________________________
«__» _______ 200__г.

ЗАЯВЛЕНИЕ

от студентки выпускного курса
обучающегося в форме экстерната
с использованием дистанционных технологий
_______________________________________
(Ф.И.О. студента)


Прошу закрепить за мной тему квалификационной (дипломной) работы:
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Руководителем выпускной квалификационной (дипломной) работы прошу назначить:
________________________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание)


«___» ___________200__г.
(подпись руководителя)
«___» ___________200__г.
(подпись студента)





Приложение №:3
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
выполнения квалификационной (дипломной) работы

Этапы выполнения дипломной работы Срок выполнения Примечание









Студент-дипломник; Научный руководитель:

Приложение № 4
Международный юридический институт при Министерстве юстиции РФ
Факультет: __________________________________
(регионального обучения, юридический)
Филиал: ____________________________________________________________
(наименование: Королевский, г. Королев, или др.)
Кафедра:
(гражданско-правовых, уголовно-правовых, международно-правовых дисциплин)

«Утверждаю»
Заведующий(ая) кафедрой
__________________________________
(ученая степень, ученое звание)
__________________________________
«__» _______ 200__г.


ЗАДАНИЕ
по выпускной квалификационной (дипломной) работе студента
___________________________________________________________________________________
(Ф.И. О. студента)
1. Тема квалификационной (дипломной) работы: ____________________________________
___________________________________________________________________________________
утверждена приказом по Международному юридическому институту при Министерстве юстиции Российской Федерации от «__»________ 200_ г. №_____
2. Срок сдачи квалификационной (дипломной) работы на кафедру: «___»_________200_ г.
3. Краткая характеристика основного содержания выпускной квалификационной (дипломной) работы _________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
4. Консультанты по квалификационной (дипломной) работе (с указанием относящихся к ним разделов): _____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
(Ф.И.О. консультанта)
5. Дата выдачи задания: «___»____________200_ г.
6. Научный руководитель: _________________________________
(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, подпись)

«___»____________200_ г.

Приложение №.5
Примерный план-график
подготовки студентом-выпускником
квалификационной (дипломной) работы

№ п/п Этап подготовки Рекомендуемый срок
1 Выбор темы дипломной работы до 1 ноября
2 Подбор и предварительное ознакомление с литературой по избранной теме до 20 ноября
3 Составление первоначального плана дипломной работы до 1 декабря
4 Подбор материала, его анализ и обобщение до 15 марта
5 Написание текста дипломной работы, представление первоначального варианта дипломной работы в MS Office Word научному руководителю до 20 апреля
6 Доработка дипломной работы в соответствии с замечаниями руководителя до 1 мая
7 Предзащита дипломной работы на заседании выпускающей кафедры до 10 мая
8 Доработка дипломной работы в соответствии с замечаниями, полученными на предзащите, окончательное оформление до 15 мая
9 Получение отзыва научного руководителя, передача работы на рецензирование до 20 мая
10 Получение рецензии, передача завершенной работы, отзыва руководителя и рецензии на выпускающую кафедру до 25 мая
11 Подготовка к защите: написание доклада, разработка презентации в MS PowerPoint, + раздаточный материал) до 1 июня
12 Защита дипломной работы до 10 июня
Всего: 24—28 недель.

Приложение № б
Примерное содержание и структура
выпускной квалификационной (дипломной) работы студента



Тема

__________________________________________________________________________________

(наименование)

Содержание
(план)

Введение
(обоснование выбора и актуальности темы, степень разработанности проблемы, объект и предмет, цель и задачи, методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость)

Глава 1. Наименование (теоретическое обоснование состояния проблемы исследования, история вопроса)
§ 1. Наименование
§ 2. Наименование
§ 3. Наименование

Глава 2. Наименование (состояние проблемы в современной юридической практике, тенденции)
§ 1. Наименование
§ 2. Наименование
§ 3. Наименование

Заключение
(основные выводы и предложения, дальнейшие перспективы разработки проблемы)

Библиографический список
Приложения
(копии материалов уголовных дел, статистические данные, графики, схемы, таблицы, иной иллюстративный материал)

Приложение № 7
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЦЕНТР ЭКСТЕРНАТА И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра: гражданско-правовых дисциплин

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ
Заведующий(ая) кафедрой
должность, звание, Ф.И.О.
«____»______________200_ г.
(Ф.И.О. студента полностью)

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА
на тему:
« »



Научный руководитель:

должность, звание, Ф.И.О.

Консультант:




Москва 2006 г.

Приложение № 8
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТЗЫВ
руководителя на дипломную работу
студента (ки) _______________________________________________________________________
факультета __ группы
1. Тема дипломной работы: __________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Дипломная работа выполнена в объеме страниц, состоит из
введения, глав, заключения; библиографический список: наименований; содержит таблиц, иллюстраций, _____ приложений.
3. Общая характеристика квалификационной (дипломной) работы
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
4. Замечания по содержанию и оформлению дипломной работы
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
5. Общие выводы по дипломной работе
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
6. Оценка дипломной работы и мнение руководителя о допуске к защите
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

Научный руководитель Подпись

Дата

Приложение № 9
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕЦЕНЗИЯ
на дипломную работу
по теме _______________________________________________________________________
студента(ки) ___________________________________________________________________
(Ф.И.О., учебная группа)
Дипломная работа объемом страниц содержит: таблиц_____
иллюстраций , приложений ;
посвящена ________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
(актуальность и значимость)
Новизна и оригинальность идей, положенных в основу работы, методология, методы ее выполнения _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Практическая значимость работы
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
(возможность внедрения результатов работы в практику, в профессиональную подготовку; ожидаемый эффект)
Анализ обоснованности выводов и предложений
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Качество оформления
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Недостатки работы
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
(указать, что учесть при защите)
Изложенное позволяет считать, что рецензируемая дипломная работа
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

Дата ___________ Рецензент _________ Подпись ____________



Узнать цены!

Сделать заказ!

Главная / Методички / ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА ЮРИСТА