LiveZilla Live Help
заказать сейчас
МЕТОДИЧКИ


Далее...

КОНТАКТЫ:
Тел.: (495) 507-98-54
          (499) 917-07-23

м. Таганская,
ул. Большие Каменщики,
д. 1, оф. 613

E-mail: superdiplom@mail.ru

ICQ-консультант

ЧАСЫ РАБОТЫ:
пон. - пт.: 09.00 - 18.00
суббота - выходной
воскресенье - выходной

 

Реклама на сайте:

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

Кафедра философии

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель начальника
Московского университета
МВД России
генерал-майор милиции
С.С. Жевлакович

«_____»_____________________ 200__г.




ТЕМАТИКА

домашних контрольных работ

по дисциплине «ЛОГИКА»
для слушателей 1 –го курса факультета заочного и вечернего обучения по специальностям
030501.65 - «Юриспруденция»;
030505.65 - «Правоохранительная деятельность»

в 2010/2011 учебном году


Начальник кафедры философии
доктор философских наук, профессор

__________________Грядовой Д.И.



Обсуждена и одобрена на заседании кафедры
Протокол № 4 от «19» октября 2009 г.





Москва 2010

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Знать – следовательно, уметь пользоваться. Эта мысль особенно справедлива, когда речь заходит о логике. Теория – лишь исходное условие и средство, помогающее приобрести навыки правильного рассуждения. Важнейшую роль в формировании этих навыков играют системати-ческие упражнения в решении логических задач, в применении логических приемов и опера-ций. Наличие этих навыков является основным для вашего успешного и полного освоения учебной программы курса. Учтите это при изучении логики!
Контрольная работа содержит необходимый минимум задач и упражнений для активно-го освоения разделов курса логики. Задания сгруппированы в десять вариантов, равных по объ-ему, количеству и степени сложности. Номера вариантов контрольной работы должны соответ-ствовать последней цифре номера зачетной книжки слушателя:
I вариант - № зачетных книжек, оканчивающихся на цифры 1,
II вариант - № зачетных книжек, оканчивающихся на цифры 2,
III вариант - № зачетных книжек, оканчивающихся на цифры 3,
IV вариант - № зачетных книжек, оканчивающихся на цифры 4,
V вариант - № зачетных книжек, оканчивающихся на цифры 5,
VI вариант - № зачетных книжек, оканчивающихся на цифры 6,
VII вариант - № зачетных книжек, оканчивающихся на цифры 7,
VIII вариант - № зачетных книжек, оканчивающихся на цифры 8,
IX вариант - № зачетных книжек, оканчивающихся на цифры 9,
X вариант - № зачетных книжек, оканчивающихся на цифры 0,
Выполненная контрольная работа в письменной форме представляется на кафедру фило-софии. Титульный лист оформляется согласно образцу. Задания контрольной работы необхо-димо полностью переписывать. Работу можно представить как в печатном, так и в рукописном виде. Она должна быть подписана слушателем. Сроки представления работ указываются пре-подавателем на установочной лекции.
При решении задач слушатель должен руководствоваться следующими методическими советами:
1. До решения задач необходимо усвоить теоретический материал. Кроме учебника могут быть использованы другие пособия по логике, указанные в списке основной и дополни-тельной литературы.
2. Решение задач следует производить по мере последовательного изучения отдельных раз-делов всего теоретического курса. Переходить к решению задач следующего раздела нуж-но после того, как разобраны задачи предыдущего раздела курса.
3. Перед выполнением каждого нового задания обратитесь к анализу тех образцов решения задач и их записи, которые приведены в следующем разделе данного учебно-методического пособия.
4. Решение логических задач требует применения выработанных формализованных проце-дур.

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ВАРИАНТ I
Задание 1. Дайте полную логическую характеристику понятий:
1.1. адвокат;
Задание 2. Подберите понятия перекрещивающиеся, подчиненные и подчиняющие понятия, а также соподчиненные и противоречащие данному понятию:
2.1. высшее учебное заведение.
Задание 3. Определите логические отношения между понятиями и выразите их с помощью круговых схем (кругов Эйлера):
3.1. закон, законность, свод законов, уголовный кодекс, Конституция России;
3.2. государство, федеративное государство, монархическое государство, часть государства;
Задание 4. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограни-чения понятий:
4.1. героин;
Задание 5. Установите вид операции с понятием: деление или определение. Проведите полный анализ деления или определения (в примере деления установите вид деления, делимое понятие, члены деления и основание деления, в примере определения укажите вид определения, проведи-те анализ определения через род и видовое отличие). Определите, является ли операция пра-вильной, если нет – укажите, какие правила нарушены.
5.1. Преступления делятся на умышленные, неосторожные и должностные.
5.2. Правонарушение – это общественно опасное деяние.
Задание 6. В данных высказываниях найдите субъект, предикат, кванторное слово и связку. Определите количество и качество суждений. Приведите суждение к явной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений. Установите распределенность субъекта и предиката и изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера.
6.1. Некоторые законы ограничивают права граждан.
6.2. Никаких прямых доказательств, подтверждающих точку зрения обвинения, представлено не было.
Задание 7. Установите вид сложного сужения, составьте его символическую запись.
7.1. Если рассмотренная в судебном заседании совокупность доказательств не убедила судей в виновности или невиновности подсудимого, то ими может быть принято решение об от-правлении этого дела на доследование.
7.2. Уголовное наказание заключается в ограничении или лишении осужденного определенных прав.
Задание 8. Определите вид демонстративного умозаключения (или непосредственное умозак-лючение, или простой категорический силлогизм, или умозаключение из сложных суждений), если необходимо сделайте заключение. Проверьте правильность умозаключения.
8.1. Каждый грамотный человек обнаружит такую ошибку, поэтому всякий, кто ее обнаружива-ет, является грамотным.
8.2. Лица, совершившие хулиганский поступок, привлекаются к уголовной ответственности. Однако, гражданин N. не может быть привлечен к уголовной ответственности, так как он хулиганского поступка не совершал.
8.3. Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответственности. Однако, гражданин N. контрабандой не занимался. Следовательно, …
8.4. Если убийство совершено с целью сокрытия другого преступления, оно признается совер-шенным при отягчающих обстоятельствах. Убийство гражданина Н. не является преступ-лением, совершенным с целью сокрытия другого преступления. Значит, оно не может быть признано совершенным при отягчающих обстоятельствах.
8.5. Если я воспользуюсь на экзамене шпаргалкой, то экзаменатор может заметить, и провал обеспечен. А если я буду надеется только на свою память, то уж что-нибудь я всегда отве-чу, т.е. не провалюсь. Я всегда имею выбор: воспользоваться шпаргалкой или надеется только на свою память. Значит, ………….
ВАРИАНТ II
Задание 1. Дайте полную логическую характеристику понятий:
1.1. безнаказанность.
Задание 2. Подберите понятия перекрещивающиеся, подчиненные и подчиняющие понятия, а также соподчиненные и противоречащие данному понятию:
2.1. несовершеннолетний;
Задание 3. Определите логические отношения между понятиями и выразите их с помощью круговых схем (кругов Эйлера):
3.1. понятие, абстрактное понятие, общее понятие, единичное понятие;
3.2. криминология, юридическая наука, наука.
Задание 4. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограни-чения понятий:
4.1. окружность.
Задание 5. Установите вид операции с понятием: деление или определение. Проведите полный анализ деления или определения (в примере деления установите вид деления, делимое понятие, члены деления и основание деления, в примере определения укажите вид определения, проведи-те анализ определения через род и видовое отличие). Определите, является ли операция пра-вильной, если нет – укажите, какие правила нарушены.
5.1. Понятия делятся на общие, единичные, положительные и отрицательные.
5.2. Арендатором называется человек, получающий за определенную плату землю во временное пользование.
Задание 6. В данных высказываниях найдите субъект, предикат, кванторное слово и связку. Определите количество и качество суждений. Приведите суждение к явной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений. Установите распределенность субъекта и предиката и изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера.
6.1. Судьи несменяемы.
6.2. Некоторые соглашения не являются выгодными для одной из сторон.
Задание 7. Установите вид сложного сужения, составьте его символическую запись.
7.1. Адвокат может просить удовлетворить иск полностью, или частично, либо отказать в удов-летворении, либо прекратить производство по делу, либо оставить иск без рассмотрения.
7.2. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случа-ях форме, достигнуто соглашение по всем известным пунктам.
Задание 8. Определите вид демонстративного умозаключения (или непосредственное умозак-лючение, или простой категорический силлогизм, или умозаключение из сложных суждений), если необходимо сделайте заключение. Проверьте правильность умозаключения.
8.1. Не все книги интересны, следовательно, неверно, что ни одна книга не интересна.
8.2. Статья 307 УК РФ распространяется на лиц, давших заведомо ложные показания. Свиде-тель N. заведомо ложных показаний не давал, следовательно, на него указанная статья УК РФ не распространяется.
8.3. Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут быть представителями сторон в суде. Гра-жданин N. может быть представителем сторон на суде. Следовательно, …
8.4. Документы, являющиеся вещественными доказательствами, остаются в деле в течение все-го срока хранения последнего либо передаются заинтересованным лицам. Эти документы не были переданы заинтересованным лицам, следовательно, …
8.5. Если я воспользуюсь на экзамене шпаргалкой, то экзаменатор может заметить, и провал обеспечен. А если я буду надеется только на свою память, то уж что-нибудь я всегда отве-чу, т.е. не провалюсь. Я всегда имею выбор: воспользоваться шпаргалкой или надеется только на свою память. Значит, я либо могу провалиться, либо не провалюсь.
ВАРИАНТ III
Задание 1. Дайте полную логическую характеристику понятий:
1.1. судимость;
Задание 2. Подберите понятия перекрещивающиеся, подчиненные и подчиняющие понятия, а также соподчиненные и противоречащие данному понятию:
2.1. юрист;
Задание 3. Определите логические отношения между понятиями и выразите их с помощью круговых схем (кругов Эйлера):
3.1. правонарушение, преступность, кража, хищение государственного имущества, понятие кражи;
3.2. допрос, допрос свидетеля, допрос подозреваемого;
Задание 4. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограни-чения понятий:
4.1. министр.
Задание 5. Установите вид операции с понятием: деление или определение. Проведите полный анализ деления или определения (в примере деления установите вид деления, делимое понятие, члены деления и основание деления, в примере определения укажите вид определения, проведи-те анализ определения через род и видовое отличие). Определите, является ли операция пра-вильной, если нет – укажите, какие правила нарушены.
5.1. Видами искусства являются художественная литература, музыка, театр и деревянное зодче-ство.
5.2. Атеист – человек, не верящий в бога.
Задание 6. В данных высказываниях найдите субъект, предикат, кванторное слово и связку. Определите количество и качество суждений. Приведите суждение к явной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений. Установите распределенность субъекта и предиката и изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера.
6.1. Некоторые свободомыслящие люди начала ХХ века не были революционерами.
6.2. Авторское право на произведение, созданное в порядке служебного задания, принадлежит его автору.
Задание 7. Установите вид сложного сужения, составьте его символическую запись.
7.1. Если убийство совершено с целью сокрытия другого преступления, то оно признается со-вершенным при отягчающих обстоятельствах.
7.2. Исправительные работы могут назначаться как с лишением свободы, так и без него.
Задание 8. Определите вид демонстративного умозаключения (или непосредственное умозак-лючение, или простой категорический силлогизм, или умозаключение из сложных суждений), если необходимо сделайте заключение. Проверьте правильность умозаключения.
8.1. Любая столица является административным центром государства, поэтому любой админи-стративный центр государства не является не столицей.
8.2. Доказательство, полученное с нарушением закона, не имеет юридической силы. Следова-тельно, данное доказательство не имеет юридической силы, так как оно получено с нару-шением закона.
8.3. Все юристы имеют высшее образование. Некоторые юристы работают в судебно-следственных органах. Следовательно, …
8.4. Договор заключен, если между договаривающимися сторонами достигнуто соглашение. Однако, договор между данными сторонами не заключен, значит, соглашение между дого-варивающимися сторонами не достигнуто.
8.5. Если N. - подозреваемый, значит, он или задержан по подозрению в совершении преступ-ления, или является лицом, к которому применена мера пресечения до предъявления обви-нения. N. не был задержан по подозрению в совершении преступления и он не является лицом, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения. Следователь-но, ………………….
ВАРИАНТ IV
Задание 1. Дайте полную логическую характеристику понятий:
1.1 . должностное лицо.
Задание 2. Подберите понятия перекрещивающиеся, подчиненные и подчиняющие понятия, а также соподчиненные и противоречащие данному понятию:
2.1 . киноактер.
Задание 3. Определите логические отношения между понятиями и выразите их с помощью круговых схем (кругов Эйлера):
3.1. кирпичный дом, трехэтажный дом, одноэтажный дом, недостроенный дом;
3.2. военнослужащий, офицер, лейтенант;
Задание 4. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограни-чения понятий:
4.1. кража;
Задание 5. Установите вид операции с понятием: деление или определение. Проведите полный анализ деления или определения (в примере деления установите вид деления, делимое понятие, члены деления и основание деления, в примере определения укажите вид определения, проведи-те анализ определения через род и видовое отличие). Определите, является ли операция пра-вильной, если нет – укажите, какие правила нарушены.
5.1. Для удобства применения и повышения лечебного эффекта используются лекарственные формы жидкие, твердые, мягкие и газообразные.
5.2. Заработная плата – это вознаграждение, которое работодатель обязан выплачивать с усло-виями трудового договора и требованиями трудового законодательства.
Задание 6. В данных высказываниях найдите субъект, предикат, кванторное слово и связку. Определите количество и качество суждений. Приведите суждение к явной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений. Установите распределенность субъекта и предиката и изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера.
6.1. Некоторые преступления являются особо тяжкими.
6.2. Ни одна моральная норма не вытекает из эмпирических высказываний.
Задание 7. Установите вид сложного сужения, составьте его символическую запись.
7.1. Адвокат рассматривает дело либо по существу, либо по собранному фактическому мате-риалу, либо по достоверности доказательств, либо по правильности правовой оценки дан-ных фактов.
7.2. Если он при пожаре выпрыгнет из окна, то рискует получить либо ожоги, либо травму, ли-бо и то, и другое.
Задание 8. Определите вид демонстративного умозаключения (или непосредственное умозак-лючение, или простой категорический силлогизм, или умозаключение из сложных суждений), если необходимо сделайте заключение. Проверьте правильность умозаключения.
8.1. Ни один приговор суда не должен быть необоснованным, следовательно, любой приговор суда должен быть обоснованным.
8.2. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, недействительна. В данной дове-ренности указана дата ее совершения. Следовательно, данная доверенность действительна.
8.3. Заведомо незаконный арест наказывается лишением свободы на срок до одного года. Заве-домо незаконный арест является преступлением против правосудия. Следовательно, …
8.4. Трудовые договора заключаются на неопределенный срок, на определенный срок не более трех лет, на время выполнения определенной работы. С N. заключен трудовой договор на неопределенный срок, следовательно, …
8.5. Если N. - подозреваемый, значит, он или задержан по подозрению в совершении преступ-ления, или является лицом, к которому применена мера пресечения до предъявления обви-нения. N. не был задержан по подозрению в совершении преступления или он не является лицом, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения. Следователь-но, N. не является подозреваемым.
ВАРИАНТ V.
Задание 1. Дайте полную логическую характеристику понятий:
1.1. арест;
Задание 2. Подберите понятия перекрещивающиеся, подчиненные и подчиняющие понятия, а также соподчиненные и противоречащие данному понятию:
2.1. начальник подразделения ОВД;
Задание 3. Определите логические отношения между понятиями и выразите их с помощью круговых схем (кругов Эйлера):
3.1. пистолет, оружие, орудие, патроны, огнестрельное оружие;
3.2. студент, отличник, двоечник, спортсмен;
Задание 4. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограни-чения понятий:
4.1. заказное убийство;
Задание 5. Установите вид операции с понятием: деление или определение. Проведите полный анализ деления или определения (в примере деления установите вид деления, делимое понятие, члены деления и основание деления, в примере определения укажите вид определения, проведи-те анализ определения через род и видовое отличие). Определите, является ли операция пра-вильной, если нет – укажите, какие правила нарушены.
5.1. Сделки бывают двусторонними, многосторонними и завещаниями.
5.2. Суд – орган государства, рассматривающий гражданские и уголовные дела в соответствии с установленными процессуальными правилами.
Задание 6. В данных высказываниях найдите субъект, предикат, кванторное слово и связку. Определите количество и качество суждений. Приведите суждение к явной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений. Установите распределенность субъекта и предиката и изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера.
6.1. Отдельные виды уголовного наказания предусматривают лишение свободы.
6.2. Работник, невиновный в выпуске бракованной продукции, не привлекается к материальной ответственности.
Задание 7. Установите вид сложного сужения, составьте его символическую запись.
7.1. Если произошло увеличение или уменьшение семьи нанимателя, то это обстоятельство влечет за собой изменение условий договора найма жилого помещения.
7.2. Основаниями для прекращения землепользования являются или отпадение надобности в пользовании земельным участком, или добровольный отказ от правопользования, или ис-течение срока, на который он был предоставлен.
Задание 8. Определите вид демонстративного умозаключения (или непосредственное умозак-лючение, или простой категорический силлогизм, или умозаключение из сложных суждений), если необходимо сделайте заключение. Проверьте правильность умозаключения.
8.1. Ни один кит не дышит жабрами, следовательно, некоторые киты не дышат жабрами.
8.2. Мошенничество – преступление, а поскольку все преступления наказуемы, то мошенниче-ство тоже наказуемо.
8.3. Граждане, имеющие патент на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью, ос-вобождаются от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятель-ности. Гражданин N. не имеет патента на право занятия индивидуальной трудовой дея-тельностью. Следовательно, …
8.4. Приговор не может быть оставлен в силе, если объективность свидетельских показаний вы-зывает сомнение. Приговор по делу гражданина Р. не может быть оставлен в силе, значит, объективность свидетельских показаний вызывает сомнения.
8.5. Когда у меня болит зуб, я принимаю анальгин. И когда у меня болит голова, я тоже прини-маю анальгин. Сегодня у меня не болят ни зуб, ни голова, и, значит ……………….
ВАРИАНТ VI.
Задание 1. Дайте полную логическую характеристику понятий:
1.1. беспечность.
Задание 2. Подберите понятия перекрещивающиеся, подчиненные и подчиняющие понятия, а также соподчиненные и противоречащие данному понятию:
2.1. телефон.
Задание 3. Определите логические отношения между понятиями и выразите их с помощью круговых схем (кругов Эйлера):
3.1. участник Великой Отечественной войны, полковник, генерал, Великая Отечественная вой-на;
3.2. преступление, должностное преступление, халатность, получение взятки;
Задание 4. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограни-чения понятий:
4.1. лейтенант.
Задание 5. Установите вид операции с понятием: деление или определение. Проведите полный анализ деления или определения (в примере деления установите вид деления, делимое понятие, члены деления и основание деления, в примере определения укажите вид определения, проведи-те анализ определения через род и видовое отличие). Определите, является ли операция пра-вильной, если нет – укажите, какие правила нарушены.
5.1. По темпераменту люди делятся на сангвиников, холериков, флегматиков или меланхоли-ков.
5.2. Свидетелем называют лицо, дающее свидетельские показания.
Задание 6. В данных высказываниях найдите субъект, предикат, кванторное слово и связку. Определите количество и качество суждений. Приведите суждение к явной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений. Установите распределенность субъекта и предиката и изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера.
6.1. Уголовное наказание назначается по приговору суда.
6.2. Некоторые государства не являются унитарными.
Задание 7. Установите вид сложного сужения, составьте его символическую запись.
7.1. Суд отказывает в иске истцу, если его исковые требования являются незаконными.
7.2. Рабочие имеют право участвовать в обсуждении и решении вопросов развития производст-ва, вносить предложения по улучшению его работы.
Задание 8. Определите вид демонстративного умозаключения (или непосредственное умозак-лючение, или простой категорический силлогизм, или умозаключение из сложных суждений), если необходимо сделайте заключение. Проверьте правильность умозаключения.
8.1. Большинство неумных людей не считает себя таковыми. Значит, некоторые люди, считаю-щие себя неумными, и на самом деле неумны.
8.2. Лица, совершившие должностной подлог, привлекаются к уголовной ответственности. Гражданин N. привлекается к уголовной ответственности. Следовательно, он совершил должностной подлог.
8.3. Все юристы имеют высшее образование. Некоторые юристы – адвокаты. Следовательно, …
8.4. Согласно статье 293 УК РФ, лица, виновные в халатности, наказываются штрафом в разме-ре от 100 до 200 МРОТ, или обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, или ис-правительными работами на срок от 6 мес. До 1 года, либо арестом на срок до 3-х мес. Гражданин N, виновный в халатности, наказан арестом на срок до трех месяцев, Следова-тельно, …
8.5. Когда у меня болит зуб, я принимаю анальгин. И когда у меня болит голова, я тоже прини-маю анальгин. Сегодня у меня не болят ни зуб, ни голова, следовательно, анальгин я не принимаю.
ВАРИАНТ VII
Задание 1. Дайте полную логическую характеристику понятий:
1.1. невменяемость;
Задание 2. Подберите понятия перекрещивающиеся, подчиненные и подчиняющие понятия, а также соподчиненные и противоречащие данному понятию:
2.1. государственный служащий;
Задание 3. Определите логические отношения между понятиями и выразите их с помощью круговых схем (кругов Эйлера):
3.1. сотрудник милиции, оперативный дежурный, участковый инспектор, майор милиции;
3.2. автомобиль, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, мотор автомобиля;
Задание 4. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограни-чения понятий:
4.1. учитель;
Задание 5. Установите вид операции с понятием: деление или определение. Проведите полный анализ деления или определения (в примере деления установите вид деления, делимое понятие, члены деления и основание деления, в примере определения укажите вид определения, проведи-те анализ определения через род и видовое отличие). Определите, является ли операция пра-вильной, если нет – укажите, какие правила нарушены.
5.1. Умысел может быть прямым и косвенным.
5.2. Сепаратизм – политическое движение за отделение части государства и создание нового государственного образования.
Задание 6. В данных высказываниях найдите субъект, предикат, кванторное слово и связку. Определите количество и качество суждений. Приведите суждение к явной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений. Установите распределенность субъекта и предиката и изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера.
6.1. Среди адвокатов немало женщин.
6.2. Сделка, направленная на ограничение правоспособности, не является действительной.
Задание 7. Установите вид сложного сужения, составьте его символическую запись.
7.1. В уголовном праве ошибка может быть либо фактическая, либо юридическая.
7.2. Автомобиль подлежит конфискации, если он служил орудием совершения преступления или был добыт преступным путем.
Задание 8. Определите вид демонстративного умозаключения (или непосредственное умозак-лючение, или простой категорический силлогизм, или умозаключение из сложных суждений), если необходимо сделайте заключение. Проверьте правильность умозаключения.
8.1. В каждом прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов кате-тов. Значит, каждый треугольник, в котором квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, является прямоугольным.
8.2. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат. Оно является постоянно действующим органом. Значит, некоторые постоянно действующие органы состоят из двух палат.
8.3. Некоторые преступления являются умышленными. Неосторожное тяжкое телесное повре-ждение – преступление. Следовательно, …
8.4. Не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может сообщить источник своей осведомленности. Фактические данные, сообщаемые свидетелем, в данном случае могут служить доказательством. Следовательно, …
8.5. Если я пойду по льду, то, так как лед еще не так крепок, я могу провалиться; а если идти через мост, то я, скорее всего не успею ко времени. Но выхода нет: надо идти по льду или далеко в обход через мост. Значит, я рискую провалиться или опоздать.
ВАРИАНТ VIII
Задание 1. Дайте полную логическую характеристику понятий:
1.1. следственные действия.
Задание 2. Подберите понятия перекрещивающиеся, подчиненные и подчиняющие понятия, а также соподчиненные и противоречащие данному понятию:
2.1. Уголовный кодекс.
Задание 3. Определите логические отношения между понятиями и выразите их с помощью круговых схем (кругов Эйлера):
3.1. кража, мошенничество, разбой, преступление, преступность;
3.2. дача взятки, должностное преступление, преступление;
Задание 4. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограни-чения понятий:
4.1. опасный преступник.
Задание 5. Установите вид операции с понятием: деление или определение. Проведите полный анализ деления или определения (в примере деления установите вид деления, делимое понятие, члены деления и основание деления, в примере определения укажите вид определения, проведи-те анализ определения через род и видовое отличие). Определите, является ли операция пра-вильной, если нет – укажите, какие правила нарушены.
5.1. По характеру психической активности память делят на двигательную, эмоциональную, об-разную или словесно-логическую.
5.2. Кражей называется тайное хищение личного имущества граждан.
Задание 6. В данных высказываниях найдите субъект, предикат, кванторное слово и связку. Определите количество и качество суждений. Приведите суждение к явной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений. Установите распределенность субъекта и предиката и изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера.
6.1. Всякое испытание требует силы духа.
6.2. Некоторые правонарушения не представляют собой значительной общественной опасно-сти.
Задание 7. Установите вид сложного сужения, составьте его символическую запись.
7.1. Все граждане России, служащие делу правопорядка, должны быть кристально чистыми пе-ред законом, перед народом, либо не должны работать в этой области.
7.2. Если гражданин вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может собственноручно подписаться, то по его просьбе сделку может подписать другой гражда-нин.
Задание 8. Определите вид демонстративного умозаключения (или непосредственное умозак-лючение, или простой категорический силлогизм, или умозаключение из сложных суждений), если необходимо сделайте заключение. Проверьте правильность умозаключения.
8.1. Не все убийства раскрываемы, следовательно, некоторые убийства раскрываемы.
8.2 Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, не освобождается от уголовной ответственности. Гражданин N от уголовной ответственности освобожден. Следовательно, гражданин N не является лицом, совершившим преступление в состоянии опьянения.
8.3. Административное правонарушение – антиобщественное деяние. Административное пра-вонарушение не является преступлением. Следовательно, …
8.4. Умышленные преступления совершаются с прямым или косвенным умыслом. В данном преступлении не обнаружено прямого умысла, следовательно, …
8.5. Если я пойду по льду, то, так как лед еще не так крепок, я могу провалиться; а если идти через мост, то я, скорее всего не успею ко времени. Но выхода нет: надо идти по льду или далеко в обход через мост. Значит, я рискую провалиться или опоздать.
ВАРИАНТ IX
Задание 1. Дайте полную логическую характеристику понятий:
1.1. злонамеренность;
Задание 2. Подберите понятия перекрещивающиеся, подчиненные и подчиняющие понятия, а также соподчиненные и противоречащие данному понятию:
2.1. аудитор;
Задание 3. Определите логические отношения между понятиями и выразите их с помощью круговых схем (кругов Эйлера):
3.1. следователь, прокурор, мастер спорта, женщина, орденоносец;
3.2. огнестрельное оружие, оружие, орудие преступления, орудие;
Задание 4. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограни-чения понятий:
4.1. преступление;
Задание 5. Установите вид операции с понятием: деление или определение. Проведите полный анализ деления или определения (в примере деления установите вид деления, делимое понятие, члены деления и основание деления, в примере определения укажите вид определения, проведи-те анализ определения через род и видовое отличие). Определите, является ли операция пра-вильной, если нет – укажите, какие правила нарушены.
5.1. Взятки проявляются в форме денег, продуктов питания, ценных подарков и различных ус-луг.
5.4. Законопослушный гражданин – человек, не уличенный в совершении противоправных дей-ствий.
Задание 6. В данных высказываниях найдите субъект, предикат, кванторное слово и связку. Определите количество и качество суждений. Приведите суждение к явной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений. Установите распределенность субъекта и предиката и изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера.
6.1. Среди нарушителей есть подростки.
6.2. Компьютеризация в промышленно развитых странах породила новые виды преступлений.
Задание 7. Установите вид сложного сужения, составьте его символическую запись.
7.1. Автомобиль не мог бы пройти на скорости поворот, если бы у него были неисправны тор-моза.
7.2. Виды трудового договора предусматривают зачисление работника или на неопределенный срок, или на определенный срок не более трех лет, или на время выполнения определенной работы.
Задание 8. Определите вид демонстративного умозаключения (или непосредственное умозак-лючение, или простой категорический силлогизм, или умозаключение из сложных суждений), если необходимо сделайте заключение. Проверьте правильность умозаключения.
8.1. Некоторые убийства не раскрываемы, следовательно, неверно, что все убийства раскры-ваемы.
8.3. Все законы носят объективный характер. Конституция России – закон. Следовательно, она носит объективный характер.
8.5. Лица, занимающиеся изготовлением и сбытом наркотиков, совершают преступление. Гра-жданин К. изготовлением и сбытом наркотиков не занимался. Следовательно, …
8.7. Приговор суда может быть обвинительным или оправдательным. Приговор суда по делу гражданина Р. является обвинительным, следовательно, …
8.9. Митрофанушка рассуждал весьма просто: если к предмету прикладываются, то этот пред-мет - прилагательное. Если предмет не имеет приложения, тогда это существительное. И так как о каждом предмете достаточно легко было сказать "прикладываются" к нему или же нет, то всегда просто было отнести его к прилагательным или существительным.
ВАРИАНТ X
Задание 1. Дайте полную логическую характеристику понятий:
1.2. криминальная среда.
Задание 2. Подберите понятия перекрещивающиеся, подчиненные и подчиняющие понятия, а также соподчиненные и противоречащие данному понятию:
2.2. треугольник.
Задание 3. Определите логические отношения между понятиями и выразите их с помощью круговых схем (кругов Эйлера):
3.1. столица, большой город, город, населенный пункт;
3.2. спутник планеты, естественный спутник, спутник Земли, спутник Юпитера, Юпитер;
Задание 4. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограни-чения понятий:
4.1. сделка.
Задание 5. Установите вид операции с понятием: деление или определение. Проведите полный анализ деления или определения (в примере деления установите вид деления, делимое понятие, члены деления и основание деления, в примере определения укажите вид определения, проведи-те анализ определения через род и видовое отличие). Определите, является ли операция пра-вильной, если нет – укажите, какие правила нарушены.
5.1. Периодические издания подразделяются на газеты, журналы, бюллетени и периодические сборники.
5.2. Конституцией называется свод законов, являющихся основными в конкретном обществе.
Задание 6. В данных высказываниях найдите субъект, предикат, кванторное слово и связку. Определите количество и качество суждений. Приведите суждение к явной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений. Установите распределенность субъекта и предиката и изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера.
6.1. Причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны не является пре-ступлением.
6.2. Инспектор предъявил водителю автомашины обвинение в нарушении правил дорожного движения.
Задание 7. Установите вид сложного сужения, составьте его символическую запись.
7.1. Основаниями для прекращения землепользования являются или отпадение надобности в пользовании земельным участком, или добровольный отказ от правопользования, или ис-течение срока, на который он был предоставлен.
7.2. Если лица умышленно уничтожают, разрушают, портят памятники культуры, охраняемые государством, то они привлекаются к уголовной ответственности.
Задание 8. Определите вид демонстративного умозаключения (или непосредственное умозак-лючение, или простой категорический силлогизм, или умозаключение из сложных суждений), если необходимо сделайте заключение. Проверьте правильность умозаключения.
8.1. Решение некоторых научных проблем не делает переворота в науке. Значит, совершение переворота в науке иногда не является решением научных проблем.
8.2. В правильном силлогизме должны соблюдаться правила фигур. В данном силлогизме пра-вила фигур не соблюдаются. Следовательно, данный силлогизм неправильный.
8.3. Лица, виновные в публичном оскорблении представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей, привлекаются к уголовной ответственности по статье 319 УК РФ. Гражданин N. привлекается к уголовной ответственности именно по этой статье. Зна-чит, …
8.4. Если преступление совершил Борис, то он должен знать, с помощью какого оружия это сделано. Однако Борис не знает, какое оружие использовано при совершении преступле-ния. Значит, он не мог его совершить.
8.5. Митрофанушка рассуждал весьма просто: если к предмету прикладываются, то этот пред-мет - прилагательное. Если предмет не имеет приложения, тогда это существительное. И так как о каждом предмете достаточно легко было сказать "прикладываются" к нему или же нет, значит …………………….
ОБРАЗЦЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Вам предлагается запись решения задач, которые даны в заданиях контрольной работы. При-ступать к анализу этих задач следует после того, как изучен теоретический материал в соответ-ствии с методическими рекомендациями.

Задание 1. Дайте полную логическую характеристику понятий:
Решение: «юрист» — понятие общее, нерегистрирующее, конкретное, положительное, безотно-сительное.

Задание 2. Подберите понятия перекрещивающиеся, подчиненные и подчиняющие понятия, а также соподчиненное и противоречащее данному понятию:
Алгоритм решения задания 2:
1. Обозначить понятие символом А.
2. Подобрать понятия, вступающие с ним в логические отношения (подчинение, перекрещи-вание, соподчинение, противоречие) и обозначить их В, В1, В2, В3, В4, при необходимости по-добрать родовое понятие и обозначить его символом С.
3. Для каждой из полученных пар понятий нарисовать отношения между ними с помощью круговых схем.
4. Проверить образовавшиеся отношения между понятиями по следующим схемам:
• Отношение подчинения понятия А понятию В: «Всякий элемент объема понятия А явля-ется элементом объема понятия В, но не наоборот»
• Отношение подчинения понятия В1 понятию А: «Всякий элемент объема понятия В1 яв-ляется элементом объема понятия А, но не наоборот»
• Отношение перекрещивания между понятиями А и В2: «Некоторые элементы объема А (но не все) являются элементами объема В2, и наоборот»
• Отношение соподчинения понятия А и В3 понятию С: «Ни один элемент объема А не яв-ляется элементом объема В3, и наоборот, а вместе они не исчерпывают объем родового понятия С»
• Отношение контрадикторности понятия А и В4 понятию С: «Ни один элемент объема А не является элементом объема В4, и наоборот, а вместе они исчерпывают объем родового поня-тия С»
5. Если все полученные высказывания будут истинными, то понятия подобраны правильно.
Образец решения задания 2:
2.1. понятие «депутат»
Решение:
• Отношение подчинения
Если понятие А - депутат, то подчиняющее понятие В – человек. Проверяем образовавшиеся отношения между понятиями А и В: «Всякий депутат является человеком, но не всякий человек является депутатом». Полученное высказывание является истинным.
Если понятие А - депутат, то подчиненное понятие В1 – депутат Государственной Думы РФ. Проверяем образовавшиеся отношения между понятиями А и В1: «Всякий депутат Государст-венной Думы РФ является депутатом, но не всякий депутат является депутатом Государственной Думы РФ». Полученное высказывание является истинным.
• Отношение перекрещивания
Чтобы правильно подобрать к понятию А (депутат) перекрещивающееся понятие В2, необходи-мо сначала подобрать родовое понятие С. Таким понятием С будет понятие «человек». Теперь к содержанию понятию «человек» прибавим видовой признак «высокий».
Полученное понятие В2 (высокий человек) будет пересекаться с понятием А (депутат). Прове-ряем образовавшиеся отношения между понятиями А и В2: «Некоторые депутаты (но не все) являются высокими людьми, и некоторые высокие люди (но не все) являются депутатами». По-лученное высказывание является истинным.
• Отношение соподчинения
Чтобы правильно подобрать к понятию А (депутат) соподчиненное понятие В3, необходимо сначала подобрать родовое понятие С. Таким понятием С будет понятие «человек». Теперь к понятию «человек» подберем видовое понятие В3, которое не имеет общих элементов с понятием А. Таким понятием будет понятием «министр». Проверяем образовавшиеся отношения между понятиями А и В3 по следующей схеме: «Ни один депутат не является министром, и ни один министр не является депутатом, а вместе объемы этих понятий не исчерпывают объем родового понятия «человек») Полученное высказывание является ис-тинным.
• Отношение противоречия
Чтобы правильно подобрать к понятию А (депутат) противоречащее понятие В4, необходимо сначала подобрать родовое понятие С. Таким понятием С будет понятие «человек». Теперь к понятию «человек» подберем видовое понятие В4, которое не имеет общих элементов с поня-тием А. Таким понятием В4 будет понятие «не-депутат». Проверяем образовавшиеся отношения между понятиями А и В4 по следующей схеме: «Ни один депутат не является не-депутатом, и ни один не-депутат не является депутатом, а вместе объемы этих понятий исчерпывают объем родового понятия «человек». Полученное высказывание является истинным.

Задание 3. Определите логические отношения между понятиями и выразите их с помощью круговых схем (кругов Эйлера):
Алгоритм решения задания 3:
1. Обозначить понятия символами А, В, С, D, Е и т.д. .
2. Для каждой пары понятий определить отношения и проверить образовавшиеся отношения между понятиями по схемам изложенным в алгоритме 1, п.4
3. Нарисовать отношения между понятиями с помощью круговых схем.
Образец решения задания 3:
3.1. подросток  хулиган  подростковая преступность  малолетний преступник
Решение: Обозначим понятие «подросток»  А, понятие «хулиган»  В, понятие «подростко-вая преступность»  С, понятие «малолетний преступник»  D.

Изобразим отношения с помощью круговых схем:
Схема отношений между этими понятиями будет выглядеть следующим образом, так как будут истинными высказывания: «Только некоторые подростки (А) являются хулиганами (В), и только некоторые хулиганы (В)  подростки (А), все малолетние преступники (D)  подростки (А), но не наоборот, только некоторые малолетние преступники (D)  хулиганы (В), и только некоторые хулиганы (В)  малолетние преступники (D). Подростковая преступность (С)  социальное явление, и поэтому понятие С несовместимо с остальными понятиями». Значит, между понятиями А и В  отношение перекрещивания, между А и Д  отношение подчинения, между В и D  отношение перекрещивания, понятие С несравнимо с А, В и D.

Задание 4. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограни-чения понятия:
Образец решения задания 4:
4.1. отличник
Решение: Обозначим понятие «отличник» как А.
Для того чтобы, произвести операцию обобщения, необходимо перейти от понятия А к понятию с большим объемом – понятию В. При этом содержание понятия В будет меньше, чем у понятия А. Это можно сделать путем отбрасывания признака, включенного в содержание понятия А («отлично успевающий»). Понятие В – понятие «учащийся». Обобщением понятия В будет понятие С – человек (получено путем отбрасывания признака «быть учащимся»).
Произведем операцию ограничения данного понятия. Для того чтобы, произвести операцию ограничения, необходимо перейти от понятия А к понятию с меньшим объемом – понятию В. При этом содержание понятия В будет больше, чем у понятия А.
Это можно сделать путем прибавления признака, не включенного в содержание понятия А. По-нятие В – понятие «отличник 3 «Б» класса». Ограничением понятия В будет понятие С – отлич-ник 6 «Б» класса школы №1.

Задание 5. Установите вид операции с понятием: деление или определение. Проведите полный анализ деления или определения (в примере деления установите вид деления, делимое понятие, члены деления и основание деления, в примере определения укажите вид определения, проведи-те анализ определения через род и видовое отличие). Определите, является ли операция пра-вильной, если нет – укажите, какие правила нарушены.
Образцы решения задания 5:
5.1 Шар представляет собой тело, образованное вращением полукруга вокруг диаметра.
Решение: В данном выражении произведена операция определения, так как в нем раскрывается содержание понятия «шар». Структура определения: «шар» - определяемое понятие, «тело, об-разованное вращением полукруга вокруг диаметра» - определяющее понятие. Вид данного оп-ределения – явное, родовидовое, так как определяющая часть начинается с указания рода опре-деляемого понятия (тело), а заканчивается указанием видового отличия определяемого понятия (образованное вращением полукруга вокруг диаметра). Определение генетическое, так как ви-довое отличие указывает способ создания предмета. Операция определение произведена пра-вильно, так как в ней не нарушены правила определения
5.2. Юридическая ответственность может быть уголовной, гражданской, административ-ной и дисциплинарной.
Решение: Данное выражение - операция деления, так как раскрывается объем понятия «юриди-ческая ответственность». Структура деления: «юридическая ответственность» - делимое поня-тие; «уголовная, гражданская, административная и дисциплинарная ответственность» - члены деления; основание деления – характер правонарушений, связанных с типом правоотношений. Вид данного деления – деление по изменению видообразующего признака, так произошло де-ление объема понятия на подклассы (виды) по определенному признаку. Операция произведе-на правильно, так как в ней не нарушены правила деления.

Задание 6. В данных высказываниях найдите субъект, предикат, кванторное слово и связку. Определите количество и качество суждений. Приведите суждение к явной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений. Установите распределенность субъекта и предиката и изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера.
Алгоритм решения задания 6:
Для решения задачи воспользуемся алгоритмом приведения предложений естественного языка к канонической форме категорических суждений и анализа простых суждений.
1. Определить субъект и предикат высказывания, обозначив их соответственно S и Р (состав-ные S и Р подчеркнуть одной сплошной чертой).
2. При определении предиката следует иметь в виду следующее:
- если предикат выражен существительным или словосочетанием с существительным, то в данном случае предикат остается без изменения.
Пример: Некоторые юристы (S) - адвокаты (Р).
- если предикат выражен прилагательным или причастием, которое может быть представлено одним словом или словосочетанием, то в этом случае к предикату следует добавить родовое понятие для субъекта высказывания.
Пример: Некоторые розы (S) красивы (Р). – Некоторые розы (S) – красивые цветы (Р).
- если предикат выражен глаголом, который может быть представлен одним словом или сло-восочетанием, то в таком случае к предикату следует добавить родовое понятие для субъекта высказывания, а глагол превратить в соответствующее ему причастие.
Пример: Некоторые студенты нашей группы (S) сдали сегодня зачет по логике (Р). - Некоторые студенты нашей группы (S) есть учащиеся, сдавшие сегодня зачет по логике (Р).
3. Определить кванторное слово («все», «некоторые», «ни одно», «это»).
4. Определить логическую связку («есть», «не есть»)
5. Записать суждение в канонической форме: квантор – субъект (S) – связка – предикат (Р).
6. Записать формулу суждения, определить количественно-качественную характеристику суж-дения.
7. Графически изобразить отношения между терминами суждения.
8. Определить распределенность терминов.
Образцы решения задания 6:
6.1. Древние греки внесли большой вклад в развитие философии.
Решение:
1. В данном предложении логически определен только субъект – «древние греки» (S). Предикат выражен словосочетанием «внесли большой вклад в развитие философии» (Р).
2. Приводим предикат к канонической форме. Для этого подбираем к субъекту суждения («древние греки») родовое понятие («люди»). В канонической форме предикат будет выражен словосочетанием «люди, внесшие большой вклад в развитие философии».
3. Кванторное слово в предложении отсутствует, но из анализа смысла предложения ясно, что речь идет только о некоторой части древних греков. Квантор суждения – «некоторые».
4. В предложении утверждается наличие у субъекта «древние греки» (S) свойства, выраженно-го в предикате «внесли большой вклад в развитие философии» (Р). Значит логическая связка утвердительная («есть»).
5. Каноническая форма суждения: «Некоторые древние греки (S) есть люди, внесшие большой вклад в развитие философии (Р)».
6. Формула суждения – Некоторые S есть P. Количественнокачественная характеристика суждения – частноутвердительное (I).
7. Графически изображаем отношения между терминами суждения. Определяем отношение между понятием «древние греки» (S) и понятием «люди, внесшие большой вклад в развитие философии» (Р) как отношение перекрещивания.
8. Определяем распределенность терминов: оба термина взяты в части объема, значит, они яв-ляются нераспределенными (S ­, P ­).
6.2.Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступле-ние.
Решение:
1. В данном предложении субъект явно не определен. Из анализа смысла высказывания яс-но, что речь идет о понятии «человек» (S). Предикат выражен словосочетанием «может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление» (Р).
2. Приводим предикат к канонической форме. Для этого подбираем к субъекту суждения («человек») родовое понятие («живое существо»). В канонической форме предикат будет вы-ражен словосочетанием «живое существо, которое может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление» (Р).
3. Кванторное слово в предложении отсутствует, но из анализа смысла предложения ясно, что речь идет обо всем объеме понятия «человек» (S). Квантор суждения – «ни одно».
4. В предложении отрицается наличие у субъекта «человек» (S) свойства, выраженного в предикате «может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление» (Р). Логическая связка отрицательная («не есть»).
5. Записываем суждение в канонической форме: «Ни один человек (S) не есть живое суще-ство, которое может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление (Р)».
6. Записываем формулу суждения – Ни одно S не есть P. Определяем количественно-качественную характеристику суждения – общеотрицательное (Е).
7. Графически изображаем отношения между терминами суждения. Определяем отноше-ние между понятием «человек» (S) и понятием «живое существо, которое может нести уголов-ную ответственность дважды за одно и то же преступление» (Р) как отношение несравнимо-сти.
8. Определяем распределенность терминов: оба термина взяты в полном объеме, значит, они являются распределенными (S +,Р+).

Задание 7. Установите вид сложного сужения, составьте его символическую запись.
Алгоритм решения задания 7:
1. Определить и записать все простые суждения, из которых состоит предложение. Обозначить их символами.
2. Определить логическую связь между простыми суждениями.
3. Записать формулу сложного суждения. Если суждение условное, то необходимо определить основание и следствие.
Образец решения задания 7:
7.1 Повернувшись спиной к наиболее интригующим событиям истории, невозможно понять логику этой истории
Решение:
1. Определяем и записываем простые суждения:
 Человек повернулся спиной к наиболее интригующим событиям истории – р (основание)
 Человек не может понять логику этой истории – q (следствие)
2. Союз «если…, то…» означает, что ситуация, выраженная основанием («человек повернулся спиной к наиболее интригующим событиям истории») является достаточным условием для возникновения ситуации, выраженной следствием («человек не может понять логику этой ис-тории»). Логическая связь в данном суждении – импликация ( )
3. Формула суждения: р  q
7.2.Если студент учится на этом факультете, то он способный или очень прилежный.
Решение:
1. Определяем и записываем простые суждения:
 Человек учится на этом факультете – р (основание)
 Он способный – q (следствие)
 Он очень прилежный – r (следствие)
2. Союз «если..…, то .….» означает, что ситуация, выраженная основанием («человек учится на этом факультете») является достаточным условием для возникновения ситуации, выраженной следствием («он способный или очень прилежный»). 3. Логическая связь в суждении – импли-кация ( ). В следствии между суждениями стоит союз «или», который означает утверждение наличия хотя бы одной из двух ситуаций. Логическая связь - слабая дизъюнкция ().
4. Формула суждения: р  (q  r)

Задание 8. Определите вид демонстративного умозаключения (или непосредственное умозак-лючение, или простой категорический силлогизм, или умозаключение из сложных суждений), если необходимо сделайте заключение. Проверьте правильность умозаключения.
Алгоритм решения задания 8:
1. Записать рассуждение в виде умозаключения, т.е. определить в составе рассуждения посылки и заключение. если заключение отсутствует, сформулировать его. Записать их по порядку: по-сылку с новой строки, под ней – заключение, отделяя посылку от заключения чертой.
2. По количеству посылок и виду суждений, стоящих на месте посылок определить вид умозак-лючения: непосредственное, или простой категорический силлогизм или умозаключение из сложных суждений
3. Записать логическую форму умозаключения.
4. Проверить выполнение правил умозаключения.
Образцы решения задания 8:
8.1. Если все будущие юристы изучают логику, то и все люди, изучающие логику – юристы.
Решение:
1. Записываем рассуждение в виде умозаключения.
Все будущие юристы (S) изучают логику (Р)
Все люди, изучающие логику (Р) – юристы (S)
Понятие «будущие юристы» - субъект (S) в посылке; понятие «люди, изучающие логику» - пре-дикат (Р) в посылке. Переносим обозначения S и P в заключение.
2. Логическая форма умозаключения: Все S+ есть Р­
Все Р+ есть S­
3. Из анализа структуры посылки и заключения делаем вывод, что данное непосредственное умозаключение – обращение.
4. Для проверки правил обращения определим распределенность терминов в умозаключении: посылка и заключение – общеутвердительное суждение (А), в которых термин, стоящий на мес-те субъекта распределен, а термин, стоящий на месте предиката нераспределен. Нарушено пра-вило обращения, так как термин, нераспределенный в посылке ( Р­‾) распределен в заключении (Р+). Умозаключение является неправильным, а заключение с необходимостью не следует.
8.2. Юрист может быть членом коллегии адвокатов, значит некоторые сотрудники нашего коллектива – члены коллегии адвокатов, так как у нас работают только юристы.
Решение:
1. Записываем рассуждение в виде умозаключения:
Некоторые юристы (М) - члены коллегии адвокатов (Р)
Все сотрудники нашего коллектива (S) - юристы (М)
Некоторые сотрудники нашего коллектива (S) – члены коллегии адвокатов (Р)
2. «Сотрудники нашего коллектива» - субъект заключения (S), «члены коллегии адвокатов» - предикат заключения (Р)
3. Перенесем обозначения S и Р в посылки и определим средний термин: «юристы» (М)
4. Термины в посылках и заключении идентичны
5. Схема умозаключения: Некоторые М есть Р
Все S есть М
Некоторые S есть Р
6. Для определения фигуры силлогизма графически изобразим структуру посылок:
М Р

S М
По положению среднего термина в посылках определяем фигуру: I фигура
Установив количественно-качественную характеристику простых суждений, стоящих на месте посылок и заключения определяем модус силлогизма: IАI. Данный модус не является правиль-ным модусом I фигуры силлогизма
7. Определим распределенность терминов в посылках и заключении, и проверим общие пра-вила силлогизма. Некоторые М‾- есть Р+
Все S+ есть М-‾
Некоторые S‾ есть Р-
Средний термин силлогизма является нераспределенным в обеих посылках, нарушено правило о распределенности среднего термина.
8. Умозаключение является неправильным, а заключение не следует с необходимостью из по-сылок.
8.3. Лица не достигшие совершеннолетия, не могут быть представителями сторон в суде. Гражданин П. достиг совершеннолетия. Следовательно…
Решение:
1. Запишем суждения как посылки умозаключения:
Лица, не достигшие совершеннолетия (не-М), не могут быть представителями сторон в суде (Р)
Гражданин П. (S) достиг совершеннолетия (М)
2. Определим средний термин: в первой посылке - «лица, не достигшие совершеннолетия» (не-М); во второй посылке - «человек, достигший совершеннолетия» (М)
3. Исключив средний термин их рассуждения, соединяем оставшиеся понятия в заключение – «Гражданин П. (S) является представителем сторон в суде (Р)»
4. Определяем субъект и предикат заключения. Определяем в посылках больший и меньший термин.
5. Проверим идентичность терминов в посылках. Так как средний термин выражен противоре-чащими понятиями («лица, не достигшие совершеннолетия» (не-М); «человек, достигший со-вершеннолетия» (М)), необходимо произвести преобразование одной из посылок. Для этого с большей посылкой произведем операцию противопоставления субъекту:
Все не-М не есть Р
Все Р не есть не-М
Все Р есть М
Большая посылка после преобразований примет следующий вид: «Все представители сторон в суде (Р) есть люди, достигшие совершеннолетия (М)»
6. Схема умозаключения: Все Р есть М
Этот S есть М
Этот S есть Р
7. Для того чтобы определить фигуру силлогизма, графически изобразим структуру посылок:
Р М

S М
По положению среднего термина в посылках определяем фигуру: II фигура
Установив количественно-качественную характеристику простых суждений, стоящих на месте посылок и заключения определяем модус силлогизма: ААА
8 Данный модус ААА не является правильным модусом II фигуры силлогизма. Необходимо найти допущенную ошибку. Для этого определим распределенность терминов в силлогизме, и проверим общие правила силлогизма.
Все Р+ есть М‾­
Этот S+ есть М ‾
Этот S+ есть Р­
Средний термин силлогизма является нераспределенным в обеих посылках, нарушено правило о распределенности среднего термина. Следовательно, умозаключение является неправильным, а заключение не следует с необходимостью из посылок.
8.4. Из правил русского языка известно, что если подлежащее выражено сочетанием числи-тельного с существительным, то сказуемое-глагол стоит или в единственном числе, или во множественном. Значит, в данном предложении сказуемое-глагол стоит в единственном или во множественном числе, так как подлежащее в нем выражено сочетанием числительного с существительным.
Решение:
1. Записываем рассуждение в виде умозаключения:
Если подлежащее выражено сочетанием числительного с существительным (p), то сказуемое-глагол стоит или в единственном числе (q) или во множественном (r)
Подлежащее в данном предложении выражено сочетанием числительного с существительным (p)
В данном предложении сказуемое глагол стоит в единственном (q) или во множественном чис-ле (r)
2. Определяем простые суждения в составе умозаключения:
Подлежащее выражено сочетанием числительного с существительным - p
Сказуемое-глагол стоит в единственном числе – q
Сказуемое-глагол стоит во множественном числе – r
Подлежащее в данном предложении выражено сочетанием числительного с существительным - p
В данном предложении сказуемое-глагол стоит в единственном числе – q
В данном предложении сказуемое-глагол стоит во множественном числе - r
3. Из анализа смысла суждения определяем, что союз «если….., то..» является импликацией, а союз «или» является сильной дизъюнкцией.
4. Записываем логическую форму умозаключения: p  (q  r)
p
q  r
5. Данное умозаключение является условно-категорическим умозаключением, модус – утвер-ждающий.
6. Полученная логическая форма умозаключения соответствует правильному утверждающему модусу условно-категорического умозаключения, значит умозаключение правильное, а полу-ченное заключение достоверно.
8.5. Уважительной причиной неявки гражданина N. к следователю стала болезнь, лишившая его возможности явиться. Это следует из того, что, во-первых, уважительными причинами неявки обвиняемого по вызову следователя признаются болезнь, лишившая обвиняемого воз-можности явиться; несвоевременное получение обвиняемым повестки или иные обстоятель-ства, лишающие обвиняемого возможности явится в назначенный час, а во-вторых, известно, что он вовремя получил повестку, и у него не было других обстоятельств, лишивших его воз-можности явиться.
Решение:
1. Записываем рассуждение в виде умозаключения:
Уважительными причинами неявки обвиняемого по вызову следователя признаются болезнь, лишившая обвиняемого возможности явиться (p); несвоевременное получение обвиняемым повестки (q) или иные обстоятельства, лишающие обвиняемого возможности явится в назна-ченный час (r)
Гражданин N. вовремя получил повестку ( q), и у него не было других обстоятельств, лишив-ших его возможности явиться ( r)
Уважительной причиной неявки гражданина N. к следователю стала болезнь, лишившая его возможности явится (p)
2. Определяем все простые суждения в составе умозаключения:
Уважительной причиной неявки обвиняемого по вызову следователя признается болезнь, ли-шившая обвиняемого возможности явиться - p
Уважительной причиной неявки обвиняемого по вызову следователя признается несвоевремен-ное получение обвиняемым повестки – q
Уважительной причиной неявки обвиняемого по вызову следователя признаются иные обстоя-тельства, лишающие обвиняемого возможности явится в назначенный час – r
Гражданин N. вовремя получил повестку -  q
У него не было других обстоятельств, лишивших его возможности явиться -  r
Уважительной причиной неявки гражданина N. к следователю стала болезнь, лишившая его возможности явится. - p
3. Из анализа смысла суждения определяем, что союз «или» является слабой дизъюнкцией, а союз «и» - конъюнкцией.
4. Логическая форма умозаключения: p  q  r
 q   r
p
5. Для определения вида данного умозаключения необходимо произвести ряд преобразований и упрощений:  q  r   (q  r) (в соответствии с законом де Моргана). Если обозначить (q  r) как А, то получаем следующую логическую форму:
p  А
 А
p
Данное умозаключение является разделительно-категорическим умозаключением, модус – от-рицающе-утверждающий.
6. Полученная логическая форма умозаключения соответствует правильному отрицающе-утверждающему модусу разделительно-категорического умозаключения, значит умозаключе-ние правильное, а полученное заключение достоверно.
СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Грядовой Д.И. Логика: Учебное пособие. М.,2007.
Грядовой Д.И. Логика: Структурированный учебник (для вузов). М.,2003.
Ганс Е.С., Новиченко А.С., Фролова Т.Н. Логика: Учебное пособие для студентов юридических вузов. М., 2005.
Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник. М., 2007 и пред.
Стрелкова Н.В. Логика в задачах и упражнениях: Учебное пособие. М., 2004.
Стрелкова Н.В. Логика: Практикум. М., 2004.

Материалы подготовлены предметно-методической секцией по логике (доктор философ-ских наук, профессор Грядовой Д.И., кандидат социологических наук, доцент Фролова Т.Н., кандидат социологических наук, доцент Стрелкова Н.В.).


Материалы утверждены на заседании кафедры философии от «19» октября 2009 г., прото-кол № 4.



Начальник кафедры философии
доктор философских наук, профессор Д.И. Грядовой


Узнать цены!

Сделать заказ!

Главная / Методички / МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ТЕМАТИКА домашних контрольных работ по дисциплине Логика