LiveZilla Live Help
заказать сейчас
МЕТОДИЧКИ


Далее...

КОНТАКТЫ:
Тел.: (495) 507-98-54
          (499) 917-07-23

м. Таганская,
ул. Большие Каменщики,
д. 1, оф. 613

E-mail: superdiplom@mail.ru

ICQ-консультант

ЧАСЫ РАБОТЫ:
пон. - пт.: 09.00 - 18.00
суббота - выходной
воскресенье - выходной

 

Реклама на сайте:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
(заочное отделение)



























Психолого-педагогический практикум представлен в двух блоках.

1 блок. Теоретико-методический.
Цель: выработка рекомендаций и аннотаций к фильмам и художественным произведениям по проблемам детского развития, оптимизирующих детско-родительские отношения и стабилизирующих психоэмоциональное состояние дошкольников.
Задание 1. Составить содержательные, психолого-педагогические рекомендации для родителей по одной из предложенных тем на выбор.
Студент перед составлением рекомендаций обязательно пишет актуальность данной проблемы на 1 страницу.
• Психологическая помощь ребёнку в периоды возрастных кризисов.
• Страхи в жизни ребёнка.
• О родительской любви и её влиянии на психическое развитие ребёнка.
• Особенности воспитания единственного ребёнка в семье.
• Особенности воспитания детей разного возраста в семье.
• Вредные привычки и как от них избавиться.
• Проблемы взаимоотношений ребёнка со сверстниками.
• Проблема происхождения и половых различий детей.
• Особенности психического развития и воспитания девочки в семье.
• Особенности психического развития и воспитания мальчика в семье.
• Особенности психического развития ребёнка от 1 до 3 лет.
• Достижения и проблемы дошкольного возраста.
• Роль игры и игрушки в жизни малыша.
• Роль отца в воспитании ребёнка.
• Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе.
• Проблема психологической зависимости ребенка от компьютерных игр.
• Проблема детской лжи.
• Проблема развода и его последствия.

Задание 2. Сделать аннотации (краткое описание) к 2-3 фильмам и художественным произведениям (сказки, рассказы) по выбранной проблематике.

2 блок. Диагностический.
Цель: изучение особенностей развития коммуникативной сферы ребенка в контексте межличностных отношений со сверстниками.
Проективная методика « Я и мой друг в детском саду»
Цель: диагностика особенностей межличностных отношений ребенка со сверстниками.
Cтимульный материал: лист бумаги (размер А-4), карандаш (набор цветных карандашей), ластик.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Процедура проведения:
Детям предлагается лист «белой бумаги, краски или карандаши на выбор, в которых обязательно имеется шесть основных цветов. Перед началом рисования экспериментатор проводит с ребенком короткую беседу, задавая ему следующие вопросы: «У тебя есть друг в детском саду? А кто для тебя самый лучший и близкий друг? Сегодня мы будем рисовать тебя и друга, кого бы ты хотел нарисовать рядом с собой? Нарисуй, пожалуйста, на этом листе себя и своего лучшего друга в детском саду». Когда рисунок закончен, взрослый должен выяснить у ребенка: «Кто изображен на рисунке?», «Где твой друг на рисунке, а где ты?». В случае необходимости задаются и другие вопросы, уточняющие детали, изображенные на рисунке.


Анализ результатов:
При анализе результатов, прежде всего, необходимо обращать внимание на соотношение характера изображения образа себя и друга. Необходимо обратить внимание на размер изображенных персонажей, поскольку он выражает субъективную значимость персонажа для ребенка, т. Е. какое место занимают в данный момент в душе ребенка отношения с этим персонажем.
После того как ребенок закончит рисунок, обязательно спросите его, кто есть кто на рисунке. Внимательно рассмотрите, кто на листе расположен выше, а кто — ниже. Наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий наибольшей значимостью для ребенка. Ниже всех расположен тот, чья значимость для него минимальна. Расстояние между персонажами (линейная дистанция) однозначно связано с дистанцией психологической. Если ребенок изображает себя дальше от остальных персонажей, значит, он чувствует собственную изолированность в группе, если ближе всего к ребенку находится воспитатель, то у него ярко выражена потребность в одобрении и поддержке взрослым. То же относится и к другим персонажам: кого ребенок воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом. Если ребенок рисует себя очень маленьким в пространстве листа, то у него в данный момент низкая самооценка.
Персонажи, непосредственно соприкасающиеся друг с другом на рисунке, например, руками, пребывают в столь же тесном психологическом контакте. Персонажи, не соприкасающиеся друг с другом, таким контактом, по мнению ребенка, не обладают.
Персонаж, вызывающий у автора рисунка наибольшую тревожность, изображается либо с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но бывает и так, что такой персонаж обведен очень тоненькой, дрожащей линией. Ребенок как бы не решается его изобразить.
Кроме расположения персонажей следует обращать внимание на детали изображения фигуры человека. При интерпретации изображения по приведенным ниже критериям можно узнать о том, как ребенок воспринимает собственную личность и окружающих его людей.
Голова — важная и самая ценная часть тела. Ум, умелость — в голове. Самым умным в группе ребенок считает того человека, кого он наделил самой большой головой.
Глаза — не только для рассматривания окружающего, глаза, с точки зрения ребенка, даны для того, чтобы «ими плакать». Ведь плач — это первый естественный способ выражения ребенком эмоций. Поэтому глаза — орган выражения печали и просьбы об эмоциональной поддержке. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, желающие, чтобы им помогли. Персонажи с глазами «точками» или «щелками» несут в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости, они не решаются попросить о помощи.
Уши — орган восприятия критики и любого мнения другого человека о себе. Персонаж с самыми большими ушами должен больше всех слушаться окружающих. Персонаж, изображенный вообще без ушей, никого не слушает, игнорирует то, что о нем говорят.
Рот необходим для того, чтобы выражать агрессию: кричать, кусаться, ругаться, обижаться. Поэтому рот — это еще и орган нападения. Персонаж с большим и (или) заштрихованным ртом воспринимается как источник угрозы (не обязательно только через крик). Если рта вообще нет или он «точечкой», «черточкой» — это значит, что он скрывает свои чувства, не может словами их выразить или влиять на других.
Шея символизирует способность к рациональному самоконтролю головы над чувствами. Тот персонаж, у которого она есть, способен управлять своими чувствами.
Функции рук — цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми и предметами, т. Е. быть способным что-то делать, менять. Чем больше пальцев на руках, тем больше ребенок ощущает способность персонажа быть сильным, могущим что-либо сделать (если на левой руке — в сфере общения с близкими, в семье, если на правой — в мире за пределами семьи, в детском саду, дворе, школе и др.); если пальцев меньше, то ребенок ощущает внутреннюю слабость, неспособность действовать.
Ноги — для ходьбы, передвижений в расширяющемся жизненном пространстве, они для опоры в реальности и для свободы передвижений. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и уверенней персонаж стоит на земле.
Солнце на рисунке — символ защиты и тепла, источник энергии. Люди и предметы между ребенком и солнцем — то, что мешает ощущать себя защищенным, пользоваться энергией и теплом. Изображение большого количества мелких предметов — фиксация на правилах, порядке, склонность к сдерживанию в себе эмоций.
Поскольку данная методика допускает определенную свободу интерпретаций и не имеет объективных критериев для оценки, она не может быть использована в качестве единственной и должна применяться только в комплексе с другими.




























Методика «Картинки»

Цель: изучение коммуникативной компетентности дошкольника в общении со сверстниками.
Стимульный материал: набор тематических картинок.
Форма проведения: индивидуальная.
Процедура проведения:
Ребенку показывают картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых есть обиженный персонаж. Каждая картинка предъявляется отдельно.
Предлагается следующая инструкция:
1. «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке?» Ответ ребенка фиксируется в протоколе.
2. Если ребенок видит на рисунке конфликтную ситуацию, задается следующий вопрос: «Что бы ты сделал на месте этого (обиженного) после чего предъявляется следующая картинка.
Обработка результатов.
Ответы ребенка заносятся в протокол:
1. Что нарисовано на этой картинке?


2. Что ты сделаешь на месте этой девочки?

картинки Отсутствие
ответа
0
Уход от
ситуации
1 Агрессивный
ответ
2 Вербально-
оценочное
отношении
3 Конструктивное
решение
4
1
2
3
4
5
Всего

В случае если на первый вопрос во всех случаях ребенок не может дать развернутого ответа (например, отвечает: «Дети», «Мальчики и девочки играют»), констатируется отсутствие коммуникативной компетентности. Если ребенок дает содержательную интерпретацию событиям, изображенным на картинках, варианты ответов на второй вопрос квалифицируются и оцениваются следующим образом.
Уход от ситуации – ответы типа «убегу», «не знаю», «пожалуюсь маме», «обижусь» - 1 балл.
Агрессивный выход (всех прогоню, побью, расстреляю, покусаю и пр.) – 2 балла.
Вербально-оценочное решение (скажу, что так нельзя; скажу, что она плохо сделала; объясню как надо) – 3 балла.
Конструктивное решение (найду других друзей, построю новый дом, починю куклу, подожду) – 4 балла.
Полученные результаты подвергаются качественной и количественной оценке. Наиболее благоприятным является последний вариант ответа. Если все ответы ребенка относятся к этому типу, он получает 20 баллов, что составляет максимальный результат по данной методике. Если ребенок предпочитает ответы третьего типа, то можно сказать, что он умеет вербально оценить возникшую ситуацию. Если более половины ответов ребенка (3 и более) относятся ко второму типу, можно констатировать склонность ребенка к агрессивным формам поведения. В случае, если преобладают ответы первого типа, свидетельствующие о коммуникативной беспомощности и несамостоятельности, фиксируется низкий уровень коммуникативной компетентности.


Узнать цены!

Сделать заказ!

Главная / Методички / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ